Человек должен. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что все мы обязаны, должны. Иначе жить было бы невозможно.

Живя в обществе, ты на каждом шагу соприкасаешься с другими людьми, каждое твое удовольствие, каждая радость чего-то стоят другим людям — напряжения их духовных и физических сил, забот, беспокойства, тревог, раздумий. Жизнь превратилась бы в хаос, среди бела дня невозможно было бы выйти на улицу, если бы не было человеческого долженствования. Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед другим человеком и перед людьми — это твоя подлинная свобода. Чем лучше ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинно человеческого счастья — свободы. Попытайся освободить себя от долженствования — и ты превратишься в раба своих прихотей. С того, что человек делает не то, что он должен делать, что надо делать, начинается нравственное опустошение, развращение и падение. Опасайся духовного порабощения. Если не будешь держать свои желания в узде и подчинять их воле долженствования, ты превратишься в безвольное существо.

Как и когда учить ребенка чувству долга

В долженствовании человек всегда уступает в чем-то другому человеку. Одному человеку легче, другому — труднее, одному достается больше радостей, другому — меньше; одному — лучше, другому — хуже. Мудрость человеческого долженствования как раз и заключается в том, чтобы видеть и внутренне рассудить, где должен ты и где должны тебе. Если бы нам удалось раскрыть тонкости человеческих взаимоотношений и душа каждого человека всегда, буквально всегда считалась бы с ними, в нравственной жизни наступила бы всеобщая гармония. От самых, казалось бы, незначительных поступков повседневной жизни — от того, например, что ты уступаешь место в лифте, в трамвае, в автобусе пожилому человеку, — до великой человеческой ответственности за жизнь, судьбу, будущее человека — того, с которым ты соединил свою судьбу, — во всей жизни мудрым повелителем твоим пусть будет долженствование. Потеряешь долженствование, вначале станешь мелким себялюбивым существом, потом — подлецом, дальше — предателем. Помни, что великое горе человеческое начинается с забвения долга, вначале в делах, казалось бы, маленьких, потом в больших, значительных.

Трудно переоценить важность этой педагогической и человеческой мудрости — умения говорить с детьми о долженствовании. Говорить же об этом надо очень часто, слово учителя здесь незаменимо. Приучать к долженствованию — это значит, прежде всего, учить видеть жизнь, видеть людей, видеть то, что тебя окружает, понимать то, что все окружающее тебя в той или иной мере касается тебя, и не только понимать это, но и чувствовать сердцем, быть нетерпимым к равнодушию, презирать закрытость сердца, ненавидеть хамство.

Мы путешествуем с маленькими детьми в школьном саду, идем улицей села, садимся в поезд и едем к теплому морю — всегда и везде мы оказываемся в мире человеческих отношений, всегда и везде я вижу воспитательную миссию в том, чтобы говорить с детьми о долженствовании – учу маленького человека поступать, как должно. Увидели в саду надломленную ветку яблони. Это ветер повредил дерево; нет виноватых, но мы не можем пройти мимо. Именно там, где, казалось бы, всё делается само, особенно важно чувствование долга. Дети могли бы равнодушно посмотреть на поврежденную ветку и пройти мимо — это был бы урок равнодушия, и, чем больше таких уроков получает в детстве человек, тем больше опасность эгоизма, подлости, предательства. Мы подвязываем надломленную веточку, дети чувствуют и радость, и беспокойство — не всё, что встречается им в мире, благополучно. Это уже урок долженствования. И так на каждом шагу. Мы идем улицей села, у магазина видим плачущую бабу – пройти мимо — урок равнодушия. Мы останавливаемся, узнаем, в чем дело (у нее беда: потеряла рубль, а пришла за хлебом, а денег-то больше нет...). А у нас есть по десять копеек — идем мы в кино. Отдаем деньги бабусе, она целует детей.

Трудно найти человеческое счастье полнее, чем счастье выполненного долга. Дети переживают большую радость... Если путешествуешь по морю человеческих взаимоотношений внимательно и зорко, на каждом шагу видишь возможность долженствования. Вначале детям приходится отказаться от какой-то малости, зато приобретается совершенно особая радость долженствования.

Если вам удалось открыть детям глаза на факты, в которых ярко проявляется человеческое долженствование, если эти факты удивили и заставили задуматься, в такие минуты слово вашего поучения дошло до сокровенных уголков детского сердца, падает на благодатную почву и дает сильные всходы.

На узенькой лесной тропинке мы встречаем дедушку. Все тридцать детей освободили тропинку, стояли в густой лесной траве, пока прошел старик. Самый благоприятный момент для того, чтобы рассказать, понять и почувствовать, когда должен ты и когда должны тебе.

Фото - фотобанк Лори