Повествование ведется от лица главного героя – тридцатидвухлетнего Чарли Гордона. Умственные способности его ограничены, что наглядно иллюстрирует текст: отсутствие знаков препинания и огромное количество грамматических ошибок. Но Чарли счастлив, его устраивает собственная жизнь. Он вполне самостоятелен, имеет несложную работу, ходит в специализированную школу. У него есть женщина, которая ему нравится, есть друзья, с которыми он веселится и смеется, не понимая, что частенько смеются над ним самим. Единственное, чего он хочет - это стать чуточку умнее.
Внезапно появляется возможность воплотить мечту: доктора предлагают ему операцию, которая повысит его интеллект. Чарли, конечно же, соглашается.
После операции мозг Чарли начинает набирать обороты. Это видно по грамматике и стилистике его изменившегося письма. Скорость его обучения во много раз превосходит скорость обучения обычных людей. Через несколько недель Чарли свободно знает уже несколько языков и легко «проглатывает» научную литературу. Окружающие его люди сначала радуются его успехам, но затем начинают от него отдаляться. Почему? Что не так с Чарли?
Чтобы ощутить эту перемену, стоит посмотреть одноименную постановку на сцене РАМТа. Она показывает не только событийный ход жизни Чарли, но и препарирует его мозг.
Как это возможно в рамках театральных подмостков? Представьте себе: на сцене идет развитие сюжета, но при этом постоянное ощущение, что ты находишься в черепной коробке главного героя. Пока Чарли умственно отсталый, сценическое пространство наполняется огромными, от пола и до потолка надувными элементами, которые постоянно трансформируются. То раздуваются, то сжимаются, перекатываются. Из них выходят персонажи, и в них же затягиваются, утопают, и вновь выныривают. Это некая тестообразная субстанция, безликая и аморфная, как мозг самого Чарли.
Но Чарли меняется. Он превращается в человека с очень высоким уровнем интеллекта. Меняются и очертания пространства. Нет уже бесформенных субстанций, есть графический контур, определяемый как жилище героя, с минималистическим набором мебели, четко отзеркаливающий внутренний мир Чарли. Все четко, все разложено по полочкам. Это уже ум ученого, исследователя.
А потом – регрессия. Та же комната, но она до потолка завалена предметами - мыслями никчёмными, ненужными. Зарождающая идея не доходит до логического конца. Она теряется среди сотен других обрывочных мыслей и желаний.
Знания нужны, но не они делают нас счастливыми. Инъекция ума не привносит в жизнь радость и счастье. Интеллект отделил Чарли от близких ему людей, стал непреодолимой стеной во взаимопонимании.
Человеческие взаимоотношения для Чарли сродни науке, с ее логикой, закономерностями, незыблемыми постулатами. Мир для него дуален: белое - черное, добро - зло, талант - бездарность… Без всяких полутонов.
Он легко обижает близких, говоря им правду в глаза. Он показывает свое умственное превосходство, фиксируя, что знает он, и не знают другие. Порой он пренебрежителен к окружающим и не желает тратить время на то, что кажется ему не важным. Зачем все эти условности?! Некогда ими заниматься! Есть наука – основа основ.
Он гениален во всем, кроме человеческих отношений. Даже в музыке он достиг высочайшей техники игры, что очень хорошо показано в фильме, снятом по роману Даниела Кизи канадским режиссером Джеффом Блекнером. Учительница музыки с грустью отмечает: «Техника игры безупречна. Но музыку играют сердцем».
В человеческих отношениях Чарли – инопланетянин: недопонимает, недо- чувствует, «не догоняет». Он хочет близких отношений, хочет и боится. Боится и физического контакта. Ему так и не удается построить отношения с матерью, к которым он так стремится.
Через некоторое время умственный уровень Чарли начинает угасать столь же быстро, как и нарастал. Он пытается до последнего, используя свой всё ещё могучий интеллект, найти выход из ситуации. Он начинает исследования, которые помогут людям справиться с проблемой слабоумия. Но острота переживаний снижается вместе с интеллектом, и Чарли возвращается к своей прежней профессии.
Элджернон – это мышонок, с которым экспериментировали ученые, прежде чем решились на операцию над живым человеком. Самым близким существом для Чарли оказывается этот мышонок, судьба которого похожа на его собственную.
Фото с сайта театра http://ramt.ru/