Вы помните свою любимую детскую игрушку? А о какой игрушке вы мечтали в детстве, помните?
Я с самого детства не любила кукол. Пеленать, одевать или качать их мне было не интересно. С этим связано одно из самых драматичных моих детсадовских воспоминаний: воспитательница усадила нас за столы с разложенными карандашами и бумагой, но трогать их не разрешила, дожидаясь полной тишины. Тягостная пауза продолжалась, казалось, бесконечно долго. Наконец, воспитательница изрекла: «Мальчики – рисовать, а девочки – марш играть в куклы!» Мне безумно хотелось рисовать, потому что творчество давало полный простор фантазии. А кукол, этих резиновых уродцев с одинаковыми лицами и негнущимися конечностями, я терпеть не могла. Поэтому я стояла у окна и плакала…
Впрочем, помню несколько случаев, когда я все-таки играла с куклами. Была у меня голубенькая игрушечная коляска, и однажды я вывела в ней «на прогулку» двух кукол. Мне хотелось, чтобы они были близнецы, но куклы оказались совсем не похожи, и тогда мама объяснила, что бывают двойняшки – рождаются вместе, но внешне разные. Так я и разъясняла девочкам во дворе, поскольку терминологии «разнояйцевые» тогда еще не знала.
В другой раз мама придумала замечательную игру – отпраздновать одной из кукол День рождения. Она напекла печенья, мы застелили скатертью журнальный стол, расставили игрушечную фарфоровую посуду, рассадили кукол и налили им в чашечки настоящий чай. Из печенья сделали крошечный «торт», промазав слои вареньем. Это было здорово!
А однажды мама предложила мне устроить в комнате зоопарк. Мы огородили вольеры кубиками, достали всех игрушечных животных, какие только были в наличии, и распределяли их по клеткам. Это было самое интересное: решать, кого куда поселить, чтобы звери друг друга не съели. Кажется, это была лучшая игра моего детства!
Мама вообще умела придумывать интересные игры. Может быть, потому, что в детстве у нее была всего одна кукла и она «не наигралась», или просто в силу характера, но она придумывала игры и мне, и впоследствии внукам.
Еще в дошкольном возрасте у меня был кукольный домик, который родители соорудили из большого фанерного ящика. В нем было окно и дверь, которая открывалась в сад, а в саду росли деревья из окрашенного зеленой гуашью поролона. Внутри домика стояла мебель: плита, холодильник, шкаф, стол с двумя табуретками, диван и два кресла на ножках из гвоздиков. Думаю, этот набор был гэдээровский, уж больно он был хорош. Но самым большим чудом была люстра под потолком! Папа постарался, чтобы она светилась, как настоящая, а мама изготовила абажур из цветной бумаги. Вечером можно было зажечь эту люстру и смотреть из темноты, как в окошке игрушечного домика горит свет…
К мягким игрушкам я была равнодушна. Мама подкладывала мне в кровать «щенулю», но он был неуклюжий, мог только стоять, и мне не хотелось с ним спать. Зато у моего двоюродного брата был крошечный мягкий щеночек, который лежал на пузике, вот его-то очень хотелось тискать! Он был такой натуралистичный и милый, почти как настоящий.
Сколько себя помню, я хотела играть в «маленькую жизнь», разыгрывать сложные сценарии, жизнь целых семей. Моими любимыми игрушками были проволочные человечки: я могла сделать их столько, сколько требовалось. Там были мама и папа, бабушка с дедушкой, подростки и совсем маленькие дети. Главным их достоинством была гибкость: их можно было усадить или уложить, дать им в руки различные предметы. Мы с подружкой строили для них дома в несколько комнат и водили их друг к другу в гости (у подружки была собственная проволочная «семья»). А вот коровы и лошади из проволоки выходили неустойчивые, поэтому, когда я увидела в витрине детского магазина набор в составе лошади, коровы, овцы, козы и свиньи, то он стал моей голубой мечтой! Но стоило это чудо из окрашенного пенопласта целых четыре рубля, и взрослые не спешили с подарком…
Потом мне все же подарили его, но увы, лишь в сентябре, ко Дню рождения. А нужна была эта зооферма именно летом, когда мы с двоюродным братом играли в деревню. Там у проволочных человечков было полное раздолье: двухэтажный дом из досок с настоящим подвалом, сараи и хозяйственные постройки, огород и покос… Не хватало только животных. Так что мечта осуществилась, но не принесла радости.
А еще мы играли в военный корабль, сооружая все необходимое, от кают до капитанского мостика, на моем диване, и этим приводили в ужас маму: «Опять все перевернули вверх дном, сколько теперь убирать!»
Словом, мне всегда нравились игрушки натуралистичные, максимально похоже изображающие окружающий мир. А если чего-то не хватало, я всегда могла изготовить нужные предметы из коробок, проволоки и лоскутков.
Первой любимой игрушкой моей дочери была Кисуля из Икеи. Дочери было тогда около года, и она засыпала только с Кисулей, повсюду возила ее с собой. Благодаря этой милой рыжей подружке девочка отвыкла от сосания пальца.
Потом у нас было еще много игрушек из Икеи: милая белая крыска с длинным хвостом, перчаточный кенгуру, добрый крокодил, панда и многие другие. Икеевские мягкие игрушки хороши тем, что приятны на ощупь и доступны по цене – эти два качества помогали нашим детям уговорить нас на покупку при каждом посещении магазина.
Уже не первый год Икеа проводит в разных странах конкурс «Нарисуй игрушку своей мечты», выбирает лучшие работы и на основе этих эскизов изготавливает детские игрушки. В 2013 году победительницей стала Катя Лукашина из Казани, – по ее рисунку был сшит веселый розовый заяц, которого и вручили девочке.
А в нынешнем году из десяти выбранных детских рисунков родилась серия «Сагоскатт», которая доступна в магазинах «Икеа». С покупки игрушек этой серии один евро в рублевом эквиваленте перечисляется в фонд ЮНИСЭФ и организацию Save the Children с целью поддержки образовательных проектов для детей.
Вот только покупать эти игрушки лично у меня почему-то не возникает желания, даже ради благотворительности. Почему? Попытаюсь объяснить.
Дети обладают богатой фантазией и любят рисовать. В процессе взросления они проходят ряд стадий рисования, которые известны психологам: поначалу ребенок рисует только «головоногов», потом постепенно появляются руки, туловище, нос и другие детали. Моя дочь в 4 года непременно рисовала пупок, совершенно забывая про одежду.
Разумеется, дети имеют разные способности к рисованию, но в дошкольном возрасте, до начала обучения в художественных школах и студиях, все они рисуют с азартом и детской непосредственностью. И мы, глядя на детские рисунки, умиляемся этому оригинальному видению мира, и подчас склонны его идеализировать.
Мы не обращаем внимания на несовершенство пропорций и анатомические ошибки, поскольку имеем дело с работой ребенка, в которой ценим прежде всего эмоциональную составляющую. А о чем думает ребенок, когда изображает леопарда или Чебурашку? Неужели он намеренно искажает пропорции, выстраивая все четыре лапы в одну линию, или делая левый глаз вдвое больше правого, а одну ногу вдвое длиннее другой?
Мне кажется, что это не так. Ребенок допускает подобные ошибки от несовершенства техники рисунка, от недостатка мастерства. Подобно тому, как маленький ребенок, не умеющий четко выговаривать звуки, шепелявит и коверкает слова. И тут у взрослых есть два пути: спуститься на уровень ребенка, начать сюсюкать и шепелявить, как он, или же говорить с ребенком, четко и правильно проговаривая звуки, как советуют логопеды, ведь, слыша чистую речь, ребенок быстрее научится говорить правильно.
Я не знаю, насколько искренней и длительной была радость авторов, получивших игрушки по своим эскизам. Действительно ли они получили то, о чем мечтали, или в глубине души восприняли как обиду то, что взрослые дяди и тети воспроизвели в материале их ошибки.
Справедливости ради надо отметить, что часть игрушек, как например голубой и зеленый монстрики, не вызывают подобных вопросов в силу изначальной абстрактности и полной фантазийности самой идеи. Таких живых существ не существует в природе, они – выдумка своих создателей, и потому могут быть какими угодно.
Розовая цапля мне нравится больше других и я бы назвала ее почти милой, если бы не то печальное обстоятельство, что она лишена крыльев.
А черная летучая мышь на рисунке выполнена даже более симметричной, чем получилась в материале (при пошиве ее крылья зачем-то сделали разными, хотя у автора они почти одинаковые). Тем не менее, этот зверек довольно натуралистичен и не вызывает ассоциации с известной песенкой про Волшебника-недоучку:
Сделать хотел грозу,
А получил козу
Розовую козу
С желтою полосой.
Вместо хвоста - нога,
А на ноге - рога.
Я не хотел бы вновь
Встретиться с той козой.
Сделать хотел утюг -
Слон получился вдруг.
Крылья, как у пчелы,
Вместо ушей - цветы.
Ночью мне снится сон:
Плачут коза и слон,
Плачут и говорят:
Что с нами сделал ты!?
Но может быть, я рассуждаю со взрослых позиций, а дети думают иначе? Для чистоты эксперимента я, ничего предварительно не объясняя, показала своим детям «Динозавра» из серии «Сагоскатт» и спросила, что они думают об этой игрушке. Вот что они ответили.
Матвей (9 лет): «Он какой-то странный. Мне он не нравится».
Ульяна (14 лет): «Что за наркомания? Это дракон-кузнечик-деревенский мужик-гусеница. Не хочу на него смотреть. Но… мне он нравится».
Арина (16 лет): «Динозавр без передних лап, со страшным лицом, в шляпе с пентаграммой».
Читатель скажет, что мои дети уже слишком большие, чтобы рассуждать о мягких игрушках. Что ж, не спорю. Мне действительно интересно, нужны ли малышам игрушки, сделанные по замысловатым фантазиям авторов рисунков? На этот вопрос, пожалуй, может ответить только сама «Икеа» по итогам продаж новой серии.
А что ваши дети скажут об этих игрушках? Захотелось ли им получить такие же?