На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
(Иоан.12:12-18)

 

Дуччо. Вход в Иерусалим 
 

 

 

Городская стена Иерусалима, и за ней - Храмовая гора. Вид от подножия Елеонской горы, из монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании

 

 

 

Золотые ворота Иерусалима. Они построены на месте ворот, через которые въехал в город Господь Иисус Христос

 

Согласно христианскому преданию, Иисус вошел в Иерусалим через Золотые ворота, обращенные в сторону Елеонской горы и Вифании. В настоящее время два проема этих ворот заложены камнем, но арки, обозначающие вход, хорошо видны на стене. Один из проемов носил название "Ворот Покаяния", а второй – "Ворот Милосердия".

Подлинные Золотые ворота были разрушены римлянами вместе со всем Иерусалимом в ходе Римско-иудейской войны в 70 году н.э., когда исполнились пророческие слова Господа: "все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне". (Мар.13:2) Город действительно был разрушен до основания. 

Позднее (в 135 году н.э.) римляне построили на его месте свою крепость. Пытаясь стереть память об Иерусалиме, победители назвали ее Элия Капитолина. В соответствии с римской градостроительной системой, город имел прямоугольную планировку, основу которой составляли две перпендикулярные улицы - Кардо и Декуманус, украшенные на всем протяжении колоннами. Остатки этой колоннады и сегодня можно увидеть в Еврейском квартале старого Иерусалима.

На месте всех иудейских и христианских святынь римляне возвели языческие храмы, тем самым обозначив точное местоположение этих мест. Поэтому после признания христианства государственной религией Византии было легко установить, где находится Гроб Господень и Голгофа.

Со времени принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи и превращения Иерусалима в центр паломничества, дорога от этих ворот должна была вести к храму гроба Господня. После захвата Иерусалима турками в XVI веке, Сулейман Великолепный из религиозных соображений приказал наглухо заложить Золотые ворота. Дело в том, что по иудейскому преданию, Мессия должен войти в город именно через них. Надеясь ему помешать, арабы наглухо замуровали Золотые Ворота, изнутри пристроили эспланаду мечетей, а снаружи устроили мусульманское кладбище (верховным иудейским священникам запрещено ступать на кладбищенскую землю): по еврейской традиции ни одна святыня, будь то храм или место погребения, пусть и принадлежащая врагу, не может быть уничтожена. Таким образом Сулейман постарался обезопасить свои владения от прихода Мессии.

Древнее мусульманское кладбище у стен Иерусалима перед Золотыми воротами.

 

 

 

Напротив мусульманского кладбища, на другой стороне ущелья и потока Кедрон, расположено другое кладбище, еврейское, и притом самое дорогое в мире. В иудаизме считается, что люди, похороненные напротив Храмовой горы, при всеобщем Воскресении воскреснут первыми.

 

«Когда в наши дни путешествуешь по Южному и Западному склонам Масличной горы, создается впечатление, что Золотые ворота неотступно следят за тобою с противоположной стороны Гихонского ущелья. Теперь на склонах Масляничной горы, обращенных в сторону Иерусалима, разместилось гигантских размеров иудейское кладбище, самое дорогое в мире: за место на нем платят около миллиона долларов. Дело в том, что по представлению верующих иудеев Мессия появится на Восточном склоне Храмовой горы. Считается, в момент его явления камни, прикрывающие проем под аркой Золотых ворот, рухнут и те, кто покоится на Западном склоне Масляничной горы, воскреснув первыми, узрят Спасителя», - сообщает сайт Мой Израиль.

 

 

Вход Господень в Иерусалим. Мозаичная икона в русском монастыре св. Марии Магдалины в Гефсимании

Эти каменные ступени (на переднем плане) найдены при раскопках на русском участке в Гефсимании. Они относятся к I веку н.э. и вели от Золотых ворок Иерусалима на Елеонскую гору. То есть, скорее всего, Господь неоднократно пользовался ими, идя из Вифании в Иерусалим и обратно.

 

 

 

Над этими ступенями сооружен мраморный престол.

По древней иерусалимской богослужебной традиции, существовавшей до Х века, в праздник Входа господня в Иерусалим вечером происходило торжественное шествие с пальмовыми ветвями. После утреннего богослужения, проходившего по обычному воскресному чину, в 7-м часу дня (вскоре после полудня) народ во главе с епископом собирался на Елеонской горе в церкви, устроенной в пещере, где, по преданию, Господь учил своих учеников накануне Своих Страданий. В этой церкви пели праздничные гимны и антифоны и читали отрывки из Священного писания. В 9-м часу дня все с пением гимнов переходили в другую церковь, построенную на Елеонской горе, на том месте, где Иисус Христос вознесся на небо, после Своего Воскресения, и там богослужение продолжалось.

Наконец в 11-м часу дня читалось Евангелие о Входе Господнем в Иерусалим, и все спускались к подножию Елеонской горы, пели гимны и антифоны, заканчивавшиеся рефреном «благословен Грядущий во имя Господне», и народ, имея в руках пальмовые и масличные ветви, направлялся в город в торжественной процессии вместе с епископом, который ехал верхом на осле. Войдя в город, все направлялись к храму Воскресения; празднование заканчивалось вечерней в этом храме», - повествует сайт verbnoe.paskha.ru.

Традиция праздничного шествия сохраняется и в наши дни. В Иерусалиме в этот день совершается величественный Крестный ход во главе с патриархом Иерусалимской православной церкви. Израильская полиция перекрывает по его маршруту движение транспорта. С иконой Входа Господня в Иерусалим верующие встречают патриарха в Вифагии, - селении на склоне Елеонской горы, откуда начиналось торжественное шествие Христа в Святой град, и где ученики по слову Господа отвязали ослика, чтобы привести его к Учителю. 

Затем процессия с пальмовыми ветвями под пение праздничного тропаря проходит дорогой Спасителя - с Елеонской горы спускается в Гефсиманию, вступает в Старый город через Львиные (Овечьи, или Стефановы) ворота и завершается в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Золотые ворота, через которые входил Спаситель, ныне заложены. 

Фотографии процессии с сайта Правмир.ру

 

На месте, где Иисус Христос оплакал будущую участь Святого града, стоит католическая церковь "Плача Господня", построенная на основании византийской церкви в 1956 году архитектором А. Барлуцци.

А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
(Лук.19:37-44)

"Войско не имело уже кого убивать и что грабить", - пишет Иосиф Флавий в Седьмой книге "Иудейской войны". - "Ожесточение не нахо­дило уже предмета мести, так как все было истреблено беспощадно. Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фазаель, Гиппик, Мариамма и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя—для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три—чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал пред мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравнили с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города..."

Форма церкви Плача Господня, по замыслу архитектора, напоминает слезу.

 

 

Читать дальше »»

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб Хайфа и гора Кармилдом Иоакима и Анны. Место Рождества БогородицыНазаретГорненский монастырьЭйн Карем. Пещера Иоанна КрестителяВифлеемПоле ПастушковИорданИерихон. Гора ИскушенийКана ГалилейскаяГенисаретское озеро. Капернаумрыба апостола ПетраМагдала и гора Блаженствгора Фавор и долина Изреельвода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальниВифания. Гробница ЛазаряГорница Тайной Вечери. ГефсиманияГефсимания. Монастырь Марии МагдалиныКрестный путь Спасителяпорог Судных ВратГолгофа и Гроб Господеньистория храма Гроба Господняструктура храма Гроба ГосподняЕлеонская гора – место Вознесения ГосподняЯффо, Иоппия. Проповедь апостола ПетраУспение Божией Матери. Гефсиманская гробницаЛидда. Храм Георгия ПобедоносцаЛавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.