Школа не только для учебы: как искусство помогает детям улучшить уровень знаний
- 18:00 3 ноября
- Дарья Николаева

В московских школах появилась новая педагогическая практика, которая меняет взгляды на обучение — теперь не последнее значение имеет визуальная составляющая школьного пространства. Оказалось, что оформление школьных стен и классов напрямую влияет на настроение, мотивацию и эмоциональное состояние учеников.
Исследования, проведённые в одной из московских школ — «Класс-центре», показали впечатляющие результаты. Несколько лет назад фасад школы был украшен креативным паблик-арт проектом художницы Марины Звягинцевой — «Классная игра».
Это не просто краски на стене, а целый арт-объект, объединяющий архитектуру и современное искусство: фасад напоминает музыкальный инструмент с клавишами пианино и элементами компьютерной клавиатуры. Проект не только украсил здание, но и создал особую атмосферу, которая произвела ощутимый эффект на учеников и их родителей.
Спустя пять лет после такого обновления руководство школы решило провести опрос, чтобы понять, как визуальная среда повлияла на учебный процесс и эмоциональный фон школьников. В опросе участвовали дети и их родители, часть из которых училась здесь до создания арт-объекта, а часть — после. Такой подход позволил сравнить настроение и мотивацию учеников в разные периоды.
Итоги порадовали всех: почти все дети (98%) признались, что учиться в такой школе приятно, а оформление действительно улучшает их настроение. Более того, все без исключения хотели бы оставаться в такой атмосфере, и большая часть гордится своей школой и охотно показывает её друзьям.
Родители тоже заметили перемены: 92% говорят, что дети стали меньше испытывать стресс, 87% отметили, что случаи буллинга сократились. Практически все родители уверены, что эстетика школы влияет на формирование культурного вкуса у детей, и три четверти хотят, чтобы в школе появлялось больше современного искусства и совместных творческих проектов. Благодаря обновлённой визуальной среде школьники стали меньше уставать, чаще улыбаться и активнее включаться в школьную жизнь.
Директор «Класс-центра» Сергей Казарновский объясняет: «Эстетика — это в каком-то смысле мать этики. Если пространство красиво, оно помогает решать воспитательные задачи и формирует мировоззрение. Школа должна быть не только местом учебы, но и вдохновения, создавать такую среду, где ребёнок чувствует себя комфортно и любознательно».
Автор проекта, художница Марина Звягинцева, отмечает, что визуальное оформление — это не просто красивый фон. «Детство — это время, когда формируется взгляд на мир. Если ребёнок на протяжении многих лет окружён искусством, оно становится частью его культурного кода и влияет на дальнейшее развитие личности».
Сегодня московский опыт стал примером для всей страны. Если раньше инновации в школах ассоциировались с гаджетами и цифровыми технологиями, то теперь важное место занимает именно культурное пространство. Паблик-арт и визуальная идентичность воплощаются в инструмент, который не только украшает школу, но и заботится о психическом здоровье детей и их учебной мотивации.
Исследование «Класс-центра» — первое в России, которое показало: эстетика действительно работает. Она снижает тревожность, повышает мотивацию и создаёт лучшие условия для обучения и эмоционального равновесия школьников.
Примечание: проект «Классная игра» Марины Звягинцевой получил международное признание — диплом Special Mention на премии Golden Trezzini (2022) и вошёл в шорт-лист фестиваля нового дизайна «Среда» (2021).
Так, на примере московской школы ясно видно: образовательная среда должна быть живой, интересной и красивой, чтобы учёба вдохновляла, а не была только рутиной и нагрузкой.