Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Только треть российских родителей выступают за уроки семьеведения в школах: опрос

Только треть российских родителей выступают за уроки семьеведения в школах: опросНейросеть

В последние месяцы идея сделать «семьеведение» обязательным предметом в российских школах вызвала бурную дискуссию среди родителей, экспертов и представителей власти.

Опрос сервиса SuperJob показал: 40% россиян выступают против этой инициативы, считая, что новый предмет лишь увеличит учебную нагрузку, а полученные знания не пригодятся детям в будущем. Поддержали идею только 34% опрошенных родителей, которые уверены, что уроки о семье нужны для воспитания любви и уважения к семейным ценностям. Еще 26% затруднились с ответом.

Интересно, что среди женщин сторонников больше, чем среди мужчин (39% против 30%). Это отражает традиционно более активное участие женщин в вопросах воспитания и семейного образования.

Как появилась идея обязательного «семьеведения»

Вопрос о введении «семьеведения» на государственном уровне подняла председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина. По её мнению, уроки о семье должны стать неотъемлемой частью школьной программы, как и патриотические «Разговоры о важном». Сейчас курс преподают во внеурочное время в 42 регионах России, но с 1 сентября 2025 года планировалось начать обучение по новому учебнику издательства «Просвещение».

Что изучают на уроках «семьеведения»

Учебник состоит из пяти разделов: «Человек, семья, общество», «Мои родственники - похожие и разные», «О семейном уюте и не только», «Важней всего - погода в доме» и «Современная семья и право». В нем рассказывается о традиционных ценностях, роли семьи в обществе, уважении к старшим, особенностях семейных отношений и даже о семейном праве. В учебнике подчеркивается, что главная цель брака - рождение детей, а брак - это союз мужчины и женщины, зарегистрированный в загсе. Есть и задания: например, составить родословное древо.

Однако некоторые разделы вызвали вопросы. Например, в учебнике приводятся цитаты из «Домостроя», где говорится о подчинении жены мужу, хотя далее уточняется, что современная семья строится на равноправии супругов. Также обсуждаются особенности неполных семей, но акцент на многодетных и полных семьях может восприниматься как давление на детей из других семей.

Скандал вокруг учебника

После презентации учебника разгорелся скандал: выяснилось, что одним из соавторов стала Ксения Мосунова - последовательница родологии, эзотерического учения о «грехах предков». Это вызвало резкую критику со стороны священника Павла Островского, сенатора Андрея Клишаса, депутата Сарданы Авксентьевой и других. По их мнению, учебник не должен содержать ненаучные и эзотерические концепции, а авторы обязаны иметь профильное образование и научную подготовку.

Министерство просвещения дистанцировалось от издания, заявив, что оно не имеет статуса учебника, так как не получило официальной рекомендации ведомства. В министерстве подчеркнули: «Когда его возьмут настоящие ученые, тогда можно будет о чем-то говорить. А пока коллектив авторов создал нечто. Это правильнее назвать „книжкой“. До учебника ему еще далековато».

Почему родители против

Главная причина недовольства родителей - опасение, что новый предмет станет дополнительной нагрузкой для детей, уже уставших от плотного расписания. Многие считают, что вопросы семейных отношений - личное дело каждой семьи, и школа не должна вмешиваться в такие тонкие материи. Есть опасения, что акцент на традиционных моделях семьи может вызвать дискомфорт у детей из неполных семей.

Кроме того, родители отмечают: в условиях, когда многие школьники перегружены учебой, кружками и секциями, введение нового обязательного предмета - это шаг в сторону бюрократизации, а не реального воспитания.

Как в других странах

Мировая практика показывает: уроки, посвящённые семейным ценностям, существуют, но чаще всего они интегрированы в более широкие курсы по обществознанию, этике или психологии. В некоторых странах такие занятия носят факультативный характер, чтобы не создавать дополнительную нагрузку и не вторгаться в личную сферу семьи.

Итог

История с «семьеведением» - яркий пример того, как даже самые благие намерения могут вызвать неоднозначную реакцию общества. Пока что большинство родителей не готовы видеть этот предмет обязательным: слишком много вопросов вызывает как содержание, так и авторский состав учебника, а также возможные последствия для детей из разных семей. Общественная дискуссия продолжается, и судьба «семьеведения» как обязательного предмета пока остаётся открытой.

...

  • 0

Популярное

Последние новости