В школах исчезают учителя физики и математики: в чем дело
- 15:10 9 июня
- Дарья Николаева

В России сегодня фиксируется острый дефицит кадров в системе образования — проблема, о которой говорят на всех уровнях, от президента до школьных учителей.
Несмотря на официальные заявления региональных министерств о «благополучии», реальная ситуация далека от идеала: нехватка педагогов ощущается практически по всем предметам, особенно по математике, физике, русскому языку и иностранным языкам.
Масштабы кадрового голода
-
По официальным данным Минпросвещения, на начало 2024/2025 учебного года в российских школах работало около 1,05 млн учителей — при том, что по штатному расписанию требуется более 1,6 млн ставок. Разрыв составляет почти 600 тысяч человек.
Особенно остро дефицит ощущается среди учителей начальных классов (не хватает более 100 тыс.), русского языка и литературы (почти 80 тыс.), математики (более 70 тыс.), иностранных языков (более 59 тыс.), а также физики, химии, информатики, истории и других предметов.
В сельских школах ситуация ещё сложнее: по данным Счётной палаты и Госдумы, не хватает порядка 30% учителей, а в городах — особенно по точным наукам и языкам.
Почему официальная статистика занижена?
Как отмечают эксперты и профсоюзы, несовпадение между реальными и «бумажными» данными связано с тем, что школы и местные органы власти часто искусственно улучшают показатели укомплектованности. Вместо того чтобы открывать вакансии, учителям увеличивают нагрузку: многие работают на полторы-две, а иногда и на три-четыре ставки, берут несколько классов на руководство. Это позволяет формально «закрыть» штат, но фактически приводит к выгоранию педагогов и снижению качества образования.
Причины дефицита учителей
Внешние причины:
-
Смена образовательных стандартов: Введение Болонской системы в 1990-х годах привело к снижению уровня подготовки кадров и массовому отказу выпускников работать по специальности, несмотря на вложенные в их обучение ресурсы.
-
Демографические волны: Большая часть учителей — люди предпенсионного и пенсионного возраста; молодёжь не спешит идти в школу.
Внутренние причины:
-
Падение престижа профессии: Современная молодёжь оценивает профессию учителя прежде всего по уровню дохода и возможностям для самореализации. Зарплаты в школах часто не соответствуют ожиданиям, особенно в регионах и сёлах.
-
Высокая нагрузка и стресс: Многочасовая работа, бумажная отчётность, ответственность за детей, психологическое давление со стороны родителей и администрации.
-
Отсутствие карьерных перспектив: В школах мало возможностей для профессионального и материального роста.
Как решают проблему?
-
Федеральные и региональные меры поддержки: Программа «Земский учитель», повышение зарплат для преподавателей фундаментальных дисциплин в вузах, дополнительные выплаты молодым специалистам, особенно в сельской местности.
-
Изменения в законодательстве: В 2026 году вступит в силу закон, запрещающий работать в школе педагогам, прошедшим переподготовку в частных организациях — только государственные курсы повышения квалификации.
-
Попытки привлечь студентов и выпускников к преподаванию: Ведётся работа по снижению барьеров для входа в профессию и созданию условий для совмещения учёбы и работы в школе.