Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

В школах исчезают учителя физики и математики: в чем дело

В школах исчезают учителя физики и математики: в чем делоНейросеть

В России сегодня фиксируется острый дефицит кадров в системе образования — проблема, о которой говорят на всех уровнях, от президента до школьных учителей.

Несмотря на официальные заявления региональных министерств о «благополучии», реальная ситуация далека от идеала: нехватка педагогов ощущается практически по всем предметам, особенно по математике, физике, русскому языку и иностранным языкам.


Масштабы кадрового голода

  • По официальным данным Минпросвещения, на начало 2024/2025 учебного года в российских школах работало около 1,05 млн учителей — при том, что по штатному расписанию требуется более 1,6 млн ставок. Разрыв составляет почти 600 тысяч человек.

  • Особенно остро дефицит ощущается среди учителей начальных классов (не хватает более 100 тыс.), русского языка и литературы (почти 80 тыс.), математики (более 70 тыс.), иностранных языков (более 59 тыс.), а также физики, химии, информатики, истории и других предметов.

  • В сельских школах ситуация ещё сложнее: по данным Счётной палаты и Госдумы, не хватает порядка 30% учителей, а в городах — особенно по точным наукам и языкам.


  • Почему официальная статистика занижена?

    Как отмечают эксперты и профсоюзы, несовпадение между реальными и «бумажными» данными связано с тем, что школы и местные органы власти часто искусственно улучшают показатели укомплектованности. Вместо того чтобы открывать вакансии, учителям увеличивают нагрузку: многие работают на полторы-две, а иногда и на три-четыре ставки, берут несколько классов на руководство. Это позволяет формально «закрыть» штат, но фактически приводит к выгоранию педагогов и снижению качества образования.


    Причины дефицита учителей

    Внешние причины:

    • Смена образовательных стандартов: Введение Болонской системы в 1990-х годах привело к снижению уровня подготовки кадров и массовому отказу выпускников работать по специальности, несмотря на вложенные в их обучение ресурсы.

    • Демографические волны: Большая часть учителей — люди предпенсионного и пенсионного возраста; молодёжь не спешит идти в школу.

    Внутренние причины:

    • Падение престижа профессии: Современная молодёжь оценивает профессию учителя прежде всего по уровню дохода и возможностям для самореализации. Зарплаты в школах часто не соответствуют ожиданиям, особенно в регионах и сёлах.

    • Высокая нагрузка и стресс: Многочасовая работа, бумажная отчётность, ответственность за детей, психологическое давление со стороны родителей и администрации.

    • Отсутствие карьерных перспектив: В школах мало возможностей для профессионального и материального роста.


    Как решают проблему?

    • Федеральные и региональные меры поддержки: Программа «Земский учитель», повышение зарплат для преподавателей фундаментальных дисциплин в вузах, дополнительные выплаты молодым специалистам, особенно в сельской местности.

    • Изменения в законодательстве: В 2026 году вступит в силу закон, запрещающий работать в школе педагогам, прошедшим переподготовку в частных организациях — только государственные курсы повышения квалификации.

    • Попытки привлечь студентов и выпускников к преподаванию: Ведётся работа по снижению барьеров для входа в профессию и созданию условий для совмещения учёбы и работы в школе.

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости