Впервые увидев улыбку своего малыша, мамы и папы влюбляются в нее безнадежно и навсегда. Вот бы он не знал печалей и улыбался как можно чаще! Только как этого добиться?
Человек создан для счастья, как птица для полета. Эту оптимистичную истину подтверждают даже научные открытия: иначе зачем мы учимся улыбаться еще до рождения? Возможно, репетируем улыбку, чтобы как можно чаще пользоваться ею в жизни?
По какой бы причине ни научились улыбаться наши первобытные предки – радость от победы над мамонтом, удовольствие от созерцания горы заготовок ягод и кореньев на зиму, облегчение навязчивого кожного зуда во время купания раз в месяц, - навык прижился и закрепился. У современного человека причин улыбаться прибавилось: мы научились улыбаться дежурно и ради того, чтобы понравиться, улыбаться новым впечатлениям, жизненным достижениям и просто оттого, что встали «с той ноги».
Ученые выяснили, что улыбка полезна и для здоровья, и для психики, и для успешной социализации, кроме того она еще и «заразна»: хотите проверить на себе эту гипотезу – попробуйте сохранить серьезное лицо, когда кто-то вам искренне, от всей души улыбается. И если против улыбки постороннего устоять можно, улыбка собственного ребенка приводит к полной и безоговорочной капитуляции.
Скажи, зачем?..
Почему родители чуть ли не с рождения ждут этого чуда – детской улыбки? Нужно ли пытаться вызывать у малыша улыбку? Если да, то зачем?
Оптимистичным, улыбчивым людям, согласитесь, живется легче. Ученые выяснили, что те, кто часто и охотно улыбаются, счастливее тех, кто смотрит на жизнь из-под нахмуренных бровей (какова бы ни была взаимосвязь – прямая или обратная). Возможно, родители правы, если стремятся привить своему ребенку привычку улыбаться, потому что:
- улыбка разряжает напряженность, снимает стресс. Умение улыбаться и смеяться, а также наличие чувства юмора ученые считают защитными физиологическими реакциями человеческого организма (впрочем, эти умения и навыки – так же, как иммунитет и физическую выносливость, нужно тренировать);
- готовность улыбаться, способность шутить и понимать шутки, чувство юмора, стоящее за ними, помогают ребенку приспособиться в незнакомом коллективе, понравиться сверстникам и взрослым;
- умение посмеяться над собой полезно для самооценки и душевного комфорта малыша;
- улыбка является полноценной физической нагрузкой (требует слаженной работы 53 мышц лица);
- улыбка и вызывающее ее чувство юмора указывают на способность человека посмотреть на проблему или ситуацию со стороны и найти нестандартное решение.
(Мэрилин Монро)
Но самая частая и вполне осознанная причина, по которой родители хотят чаще видеть улыбки на лицах своих детей, в том, что детская улыбка – это своего рода «пятерка» родителям, сигнал о том, что малыш здоров, уверен в себе и счастлив, а значит, мама и папа все делают правильно.
Существуют и «практичные» причины, по которым бывает нужно уговорить или заставить ребенка улыбнуться. Например, если мама хочет, чтобы ребенок понравился кому-то (воспитателю в детском саду, экзаменатору на собеседовании в музыкальную школу). Иногда родители пытаются вызвать улыбку на лице малыша, чтобы помочь ему забыть о боли, страхе или неудаче. Еще нам, конечно, хочется, чтобы малыш хорошо получался на фотографиях, ведь ничто так не украшает, как искренняя улыбка.
Кто такие «буки»?
Иногда родители волнуются: «Чужие детки улыбаются, смеются, а из моего «буки» улыбку ничем не вытащишь. Нормально ли это? Значит ли такая неулыбчивость, что малыш чем-то недоволен или хуже – несчастлив? И что теперь делать?»
Эти опасения напрасны. Все дети разные: есть, например, малыши, которые не любят сладкое (!), предпочитают чтение в тишине шумной беготне с друзьями (!), едят лимоны, не морщась (!). Так и ваш – его улыбку еще надо заслужить. Или просто ее дождаться.
Зачастую под маской «буки» скрываются дети…
… стеснительные (такой ребенок смущается лишний раз проявлять эмоции при незнакомых людях, но дома улыбается без труда и иногда даже без причины),
… капризные (такой малыш знает, как приятна маме или папе его улыбка и пытается использовать этот «актив» ради выгоды и получения подарков и поблажек),
… серьезные (фраза «смех без причины – признак дурачины» для такого ребенка не пустой звук, а причины для смеха и улыбок он тщательно проверяет на разумность и достаточность),
… приученные (в семье такого малыша все, условно говоря, – «буки»; улыбаться часто и слишком широко – не принято, и ребенку просто неоткуда научиться вести себя иначе, что, впрочем, легко может измениться, когда он попадет в другую среду общения).
Непринужденно и охотно улыбаются не все дети, а только предрасположенные к этому свойствами характера и особенностями воспитания, НО любой ребенок, даже «бука», улыбается, когда ему хорошо.
Есть ли «волшебный ключик»?
Способы вызвать у ребенка улыбку для каждого детского возраста свои. Улыбка новорожденных – физиологическая, так что может появиться после плотного обеда из грудного молочка или во время благополучного опорожнения мочевого пузыря. У детей 2-3 лет улыбку вызывают новые впечатления, а дошкольников и подростков заставят улыбнуться неловкость или нелепость взрослого. Каковы же универсальные, «проверенные» способы вызвать улыбку у ребенка от года до 3-4 лет?
1. Пощекотать
Щекотку любят не все, но так уж мы устроены, что легкие прикосновения к коже вызывают у нас улыбку, пусть даже вымученную. Впрочем, нелюбовь к щекотке приходит с возрастом, а дети это развлечение обычно любят.
2. Побыть нелепым
Этот способ вызывает улыбку не только у детей, но и у взрослых. Сделайте или скажите что-то несуразное, бестолковое, неожиданное – и ребенок обязательно наградит вас доброй и слегка снисходительной улыбкой. Можно подражать животным (кукарекать, мяукать, лаять), ходить на четвереньках, изображать великана или лилипута, чрезмерно «расстраиваться» из-за пустяков… Главное, забыть, что «нормальные» взрослые так не делают.
3. Улыбнуться
В мультике мама посоветовала малышу-еноту улыбнуться чудовищу из пруда, а последовав ее совету, он избавился от страхов и подружился с тем, кто его прежде пугал. Даже не отраженная в зеркале, а реальная улыбка заразительна, так что первой реакцией ребенка на вашу улыбку будет улыбка ответная. Если не сработает, добавьте «тяжелую артиллерию» – скорчите смешную рожицу.
4. Подуйте малышу в лицо
Необъяснимо, но факт: с большинством детей в возрасте от года до четырех лет «работает» – то ли сказывается эффект неожиданности, то ли струя воздуха вызывает у ребенка ощущение удовольствия.
5. Изобразите людоеда
Ничто так не веселит детей, как фраза «я тебя съем!» (или более мягкий вариант «укушу за попу»). Если боитесь напугать ребенка, ограничьтесь пантомимой с «ням-ням» или чавкающими звуками.
6. Растормошите
Подбрасывание в воздухе, «ехали мы ехали, в ямку бух!» и сражения подушками легко вызовут у ребенка не только улыбку, но и смех. Вообще же большинство энергичных игр поднимают детям настроение.
7. Похвалите
Комплименты любят все, а детям они нужны как воздух. Наряду с заслуженной похвалой улыбку легко могут вызвать хорошие, теплые, веселые воспоминания.
8. Заинтригуйте
В полгода малыша веселит «ку-ку», в год-полтора улыбку вызывает возможность погладить кису. Ребенок постарше рефлекторно улыбается, когда учится чему-то новому, успешно осваивает доселе незнакомые ему навыки.
9. Обрадуйте
Проще всего сделать подарок-сюрприз – только самые «искушенные» дети не улыбнутся в ответ (этот способ, кстати, чаще всего применяют профессиональные фотографы во время детских фотосессий: даже если ребенок улыбаться будет недолго, то оживленное, заинтересованное лицо сохранит хотя бы минут на 15). Ребенок улыбнется, если вы найдете потерявшуюся любимую игрушку или предложите его любимое развлечение.
10. Попросите
Иногда достаточно просто попросить – ведь если у малыша все хорошо, то порадовать маму искренней улыбкой ему совсем нетрудно.
И, конечно, эффективный способ сделать малыша улыбчивым – это «заразить» его личным примером. Улыбайтесь чаще сами, смотрите на жизнь с оптимизмом – и ребенок научится улыбаться даже в трудную минуту.
От улыбки станет всем светлей
Источник: Википедия
Ученые многих стран посвятили себя изучению человеческой улыбки, они исследовали функции и назначение улыбки, ее виды и воздействие на настроение и самочувствие человека. В результате теперь мы знаем, что улыбка:
- укрепляет иммунитет (вызывает снижение в крови уровня гормонов стресса - адреналина и кортизола - и увеличение количества Т-лимфоцитов, борющихся с вирусами)
- улучшает настроение
- расслабляет, снимает стресс (организм вырабатывает эндорфины, даже если его заставили улыбнуться)
- дается нам проще, чем нахмуренный вид (для ее возникновения на лице задействованы меньше мышц)
- заражает окружающих (любому человеку психологически трудно сопротивляться направленной на него искренней улыбке)
- выражает одобрение и является признаком счастья и удовольствия во всех культурах мира
- является врожденной способностью человека
- помогает достичь карьерных высот, так делает человека привлекательным, общительным и уверенным
- имеет 19 разновидностей (в том числе уважительные "дежурные" и "социальные" улыбки, а также искренние "чувственные" улыбки).
Комментарий специалиста
Марианна Киселёва, психолог, танцевально-двигательный психотерапевт, член Совета Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии:
«Улыбка – прежде всего, результат активности мозга. Японские ученые утверждают, что дети улыбаются уже в утробе матери. Детки первого месяца жизни часто улыбаются во сне, и это психомоторная реакция организма на то, что сейчас всё в порядке. Через некоторое время, младенец начинает различать то, что происходит во внешнем мире. Глазки учатся фокусироваться и отличать маму от папы и от незнакомых людей. К 2-3 месяцам ребенок уже умеет различать мимику других людей, и улыбка становится способом общения.
В головном мозге есть так называемые зеркальные нейроны. Они активизируются, когда человек видит действия другого, и благодаря им человек может копировать поведение другого. Благодаря им же люди способны сочувствовать и разделять эмоции другого человека. В грудном возрасте мама является символическим зеркалом малыша – он узнаёт себя, учится понимать, что с ним происходит, получая от мамы реакцию на свои действия. Поэтому, если ребёнок улыбнулся вам, обязательно улыбнитесь ему в ответ – так вы покажете, что вы понимаете его, разделяете его радость. Чаще улыбайтесь сами, и малыш будет улыбаться вам в ответ.
Если к 3 месяцам ребёнок ни разу не улыбнулся вам, обратитесь к невропатологу. Каждый ребёнок развивается в своём темпе, но тут лучше подстраховаться.
У улыбки есть вторая функция – социально-адаптивная. В более старшем возрасте улыбка становится способом налаживать дружеские контакты, выражать свою симпатию. Улыбающийся человек более привлекателен для других, кажется более уверенным в себе.
Чувство юмора присуще каждому человеку в той или иной степени. Часто чувство юмора и готовность открыто смеяться связывают с темпераментом. Однако нужно помнить, что взрослым и детям кажутся смешными разные ситуации. Для развития чувства юмора важна обстановка, в которой растёт ребенок. Дети учатся не тому, что им говорят, а тому, что они видят. Однажды моя клиентка пожаловалась мне, что беспокоится о том, что её пятилетняя дочка слишком серьёзная, очень сложно заставить её улыбнуться. И в этот момент я вспомнила, что за все пять встреч с этой клиенткой я ни разу не видела, чтобы она улыбнулась. Дети копируют своих родителей, и если вы хотите развивать чувство юмора у ребёнка, показывайте ему свою жизнерадостность и готовность посмеяться над своими неудачами. Смотрите вместе смешные мультики, и объясняйте, почему что-то смешно, если он не понял. Играйте с ребёнком в смешные игры, рассказывайте анекдоты, только учитывайте возраст своего ребенка. Поддерживайте шутки ребёнка, смейтесь с ним, если он сделал что-то смешное или указал вам на что-то смешное. И одновременно с этим рассказывайте ребёнку, с чем шутить не надо, какие шутки могут обидеть других людей и вызвать у них не смех, а враждебность.
Существуют разные темпераменты – некоторые люди более открыты и смешливы, другие более замкнуты и почти никогда не смеются, лишь иногда улыбаются. Темперамент обусловлен генетически, его нельзя изменить. Стоит обратить внимание, если ребёнок вдруг изменился – много смеялся, был открыт, и вдруг замкнулся в себе, не хочет отвечать на вопросы, уходит от контакта. И это продолжается в течение нескольких дней. Скорее всего, у ребенка что-то случилось. У него что-то болит, или он что-то натворил и боится рассказать, или произошло что-то, о чём он сильно переживает. В этом случае ребёнку очень нужна поддержка и помощь взрослых. Поговорите с ребенком, постарайтесь мягко выяснить, что с ним происходит, только не заставляйте говорить, принуждение только усилит его переживания. С маленькими детками можно разыграть сказку, в которой сюжет будет придумывать малыш – в том, что происходит с куклами, машинками, зверушками вы увидите, что беспокоит ребёнка».