На какой день следует давать ребёнку имя
Существует две традиции о времени присвоения ребёнку имени.
Существуют хадисы,где говориться о том,что ребёнку следует давать имя в тот день,когда он родился.По свидетельству Анаса(да будет доволен им Аллах),который рассказал нам,что Посланник Аллаха (сас) сказал:
"У меня сегодня ночью родился мальчик и я назвал его Ибрагим."
Однако до нас также дошли высказывания Пророка (сас),где он советует давать имя ребёнку на седьмой день после его рождения:
"Каждый ребёнок - в ожидании своей Акики,которая принесена в жертву на седьмой день,тогда же он получает своё имя и ему бреют голову"
Из этого мы можем сделать вывод,что ребёнку можно давать имя,как в тот же день ,когда он родился,так и отложить это до седьмого дня (после его рождения).Однако,всё же лучшим днём,когда дают имя,остаётся седьмой день,так как Пророк (сас) советовал нам это делать именно в этот день (об этом говориться во втором хадисе).Что же касается первого,то в нём всё же содержится не наставление ,а разрешение.В нём Пророк (сас) показывает нам,что это разрешено,но отнюдь не рекомендует делать это.
Кто даёт ребёнку имя?
Ребёнку дают имя мать и отец.Если же мать и отец не приходят к согласию по поводу имени для ребёнка,в этом случае право дать имя ребёнку остаётся за отцом.Если же он (отец) желает передать это право матери,то в этом нет ничего предосудительного.
"В День Суда вы будете призваны по именам вашим и именам отцов ваших.Поэтому берите себе хорошие имена."
(Передано Ахмадом,Абу Даудом)
Родителям также разрешено передавать право давать имя ребёнку кому-либо ещё.Это может быть дедушка,бабушка или же какой-то другой человек.Им всего лишь достаточно сказать:"Назовите его (её) так-то и так-то,или:"Его имя будет такое-то".Пророк (сас) давал имена некоторым из детей своих сподвижников как было описано выше.
Присвоение имени ребёнку умершему сразу после рождения или же родившемуся мёртвым
Случается,что новорожденный умирает до того как ему дали имя.В этом случае ребёнку следует дать имя-точно также как другим детям,это делается для того,чтобы в молитвах (во время похорон) ,было названо имя конкретного человека (умершего).Если ребёнок родился в результате преждевременных родов,на сроке беременности не менее 6 месяцев (6 месяцев считается сроком,когда родившийся ребёнок может выжить),то Шафииты и Ханбалиты рекомендуют и в этом случае дать ребёнку имя,если у новорожденного невозможно или затруднительно определить пол,в этом случае следует дать имя подходящее как для девочек,так и для мальчиков.К таким именам относятся: Талха, Раджа, Хинд, Тарафа. Они мотивируют это тем,что в День Воскресения каждый будет призван по своему имени.
Достойные имена
Все имена подразделяются на четыре категории:
ПЕРВАЯ: Ребёнок называется именем,указывающим на принадлежность к рабам Аллаха.Это имена начинающиеся с 'Абд (раб...) затем это прибавляется к Аллах,или же к одному из прекраснейших имён Аллаха.
"Аллаху -Милостивому Милосердному-угодны более всех имена Абдулла и Абдаррахман"
(Муслим,Абу Дауд)
ВТОРАЯ: Ребёнка называют именем одного из Пророков или посланников Аллаха (ас).
Пророк (сас) сказал:"Вы можете давать моё имя"
(Бухари)
Посланник Аллаха назвал своего собственного сына именем Пророка Ибрагима (ас).
"Этой ночью у меня родился сын,и я назвал его именем моего предка,Ибрагимом".
(Муслим,Абу Дауд)
ТРЕТЬЯ Имена принадлежащие достойнейшим людям,сподвижникам посланника Аллаха (сас),как мужчинам,так и женщинам.
ЧЕТВЁРТАЯ: хорошие имена не попадающие ни в одну из вышеперечисленных категорий
В эту категорию входят имена,значение которых соответствует требованиям шариата и указывает на достойные качества владельца,например, такие как храбрость,честность,чистота и т.д.Они не должны напоминать имена кафиров.
Нежелательные имена
Нежелательные имена делятся на две категории.
1.Имена указывающие на то,что их обладатель является рабом или слугой кого-то,помимо Аллаха.Например:Абд-аннаби (слуга Пророка),Абд-аррасуль (раб Посланника),Абд-альМутталиб и тому подобные.
2.Нельзя брать ни одно из имён Аллаха.
3.Имена кафиров.
4.Имена тиранов и деспотов,а также врагов Ислама,например,Фираун (фараон),Абу Джахль и т.д.
1. Имена,имеющее неблагоприятное значение для их обладателя,такие как Харб (война),Химар (осёл),Кальб (собака) и им подобные,так как значение их действует отрицательно на личность человека,носящего их.
2. Нескромные имена, такие как, Хайам (страстный в любви), Нухад (девушка с полными грудями), Сахам (летняя жара), Гада (нежная девушка), Шадийа (певунья) и т.п.
3. Имена обозначающие жалость или же сожаление, например, Барра и подобные им. Посланник Аллаха (сас) поменял имя одной из своих жён,чьё имя было Барра, на имя Зайнаб.
4. Имена Ангелов, особенно это касается женщин, так как это имитирует язычников, практикующих присвоение женщинам имён Ангелов.
5.Называть названиями сур из Священого Корана, такими как Та Ха, Ясин и т.д.
6. Не следует давать имена,такие как Ясар (лёгкость), Рабба (выгода), Наджих (удачливый), Афла (процветающий), Яла, Барака (благословение). Пророк (сас) запретил называть детей подобными именами:
Не называйте ваших сыновей именами Ясар, Раба, Наджих, Афла, потому как, если кто спросит "Здесь ли он?", ответом может быть "Нет"..." (Муслим, Абу Дауд, Тирмиди)
Запрет других двух имён нашёл своё отражение в другом хадисе.
Обычаи и правила для взятия куньи
1. Можно брать кунью до того,как у человека родился ребёнок.
2. Человек у которого есть дети берёт себе кунью по имени старшего из детей.
Пророк (сас) ответил вот что на вопрос о сыновьях,который задал ему один человек.
Мужчина сказал:"У меня три сына,Шурайа,Маслама и Абдулла".Посланик Аллаха (сас) спросил:"Кто из них старший?"Мужчина ответил:"Шурайа"На это Пророк (сас) ответил ему:"Тогда ты будешь Абу Шурайа".
(Бухари,Муслим)
Однако,нет ничего страшного если человек берёт кунью по имени среднего или младшего из сыновей.
3. Для тех у кого есть дети,также можно брать кунью не обязательно связанную с именами детей,так было в случае Абу Бакра,Абу Дарра,Абу Сулеймана,ни у кого из них не было детей с именами Бакр,Дарр или же Сулейман.
4. Для мужчин,как и для женщин возможно брать также кунью по имени своих дочерей.Например:Абу Дарда,Абу Зухра,УммЗухра,Ум Дарда и т.п.
5. Не обязательно что бы кунья обязательно содержала в себе имя,это может быть качество или же какое-то другое имя (собственное) или же им подобные.Например:Абу аль-Фадль,Абу Хурайра,Абу Хафс и т.д.
Кунья может быть собственно и именем само по себе,и начинаться с Абу... и Умм...,однако это встречается очень редко.