Дочка ходит в сад уже больше 2-х месяцев, мы привыкли к новой системе (а садики в России и Германии – это две разные планеты), наладили новый режим, подружились с детьми и сотрудниками сада. И я, наконец, готова об этом рассказать.
О немецких садиках я была наслышана еще в Калуге. Дело в том, что в моем родном городе в последние годы появилось множество немецких предприятий, в том числе и крупнейший автомобильный завод Volkswagen. И, конечно, в городе живет много экспатов – с семьями, детьми. В Калуге даже открылся специальный садик для немецких детей. Вот в этом садике я и увидела впервые матрасики на полу вместо привычных кроваток, на которых спали дети после обеда. Об этой особенности немецких садов я знала заранее, о других начиталась в интернете и с самого начала постаралась договориться с собой о том, чтобы ничему не удивляться в саду в Германии. Внушала себе, что надо забыть весь свой российский опыт (а старший сын «оттрубил» в калужском саду 4 года) и ни в коем случае не сравнивать. Но не удивляться было невозможно. Слишком много было всего необычного.
Хотя бы эти пресловутые матрасики. Когда я пришла в сад на родительское собрание, нам провели экскурсию по саду и показали стопку матрасиков с одеяльцами – мол, тут наши дети при желании (!) будут отдыхать после обеда. На деле все оказалось не так. Матрасики были предназначены для младшей группы (годовасики с сосками и в памперсах, действительно, спали после обеда на матрасиках под одеялами). А старшая группа спала на полу! Просто на полу на ковре в музыкальной комнате! Когда я это увидела, я глазам своим не поверила – 10 детей валяются на полу вповалку. Кто спит, кто ковыряет в носу, кто болтает с соседом. Ни матрасов, ни подушек, ни одеял. Эта картина мне совсем не понравилась. И было жалко дочку, которая привыкла к дневному сну, но в таких специфических условиях заснуть никак не могла (еще бы!). Муж предложил принести в садик одеяло и подушку для Марты. Я ужасно комплексовала (есть у меня какой-то глупый страх показаться сумасшедшей русской), но принесла все-таки в группу одеяло и подушку.
Реакция воспитателя рассеяла все мои сомнения:
- Оооо! Одеяло! Отлично! Хорошо бы все родители принесли своим детям одеяла и подушки.
(Кстати, со временем все остальные родители так и поступили).
Осмелев, я попросила воспитательницу принести для Марты матрас из младшей группы (извинившись 100 000 раз в процессе), объяснив, что такие условия для моего ребенка очень-очень непривычные. Спать после обеда она хочет, но не может. Марте постелили матрасик. А через недельку воспитательница заговорщицким шепотом позвала меня в комнату, где отдыхали дети, и показала такую картину – все дети спят на матрасиках, укрытые одеялками.
- Все захотели спать, как Марта!
Муж посмеялся, что я устроила «матрасную революцию» в саду, а я вздохнула с облегчением и дала себе зарок больше не комплексовать и не чувствовать себя дикой дурочкой из России со своими запросами и вопросами.
Второе, что меня удивило в немецком садике это… мужчины-педагоги!
В российских садиках я ни разу не встречала воспитателя-мужчину (разве что киношный «Усатый нянь»). Только читала репортаж о каком-то московском садике, где работает нянечкой (нянем?) молодой красавец-мужчина с бритой головой и татуированными руками, которого обожают все дети (чувствуете, насколько это из ряда вон! О воспитателе-мужчине даже сделали репортаж для журнала!)
Тут, когда мы искали свободное место в саду и обошли порядка 15 заведений – в каждом я видела мужчин в группах – они кормили малышей с ложечки, вытирали носы, играли в мячики и куклы. Совсем юные студенты с дредами и пирсингом, взрослые солидные мужчины – все одинаково охотно возились с детьми. В нашем саду тоже два воспитателя мужчины, дети их обожают.
(Марта: «Мама, к нам сегодня приходил дядя в группу! Весь черный! Нет, не грязный, сам такой по себе весь черный! И учил нас прыгать через скакалку. Было так весело!»)
Еда
В большинстве садиков завтраки надо приносить с собой (ланчбоксы, бутылочка), в саду кормят обедом и полдником. Наш сад – не исключение. Дети носят с собой в сад на завтрак бутерброды и фрукты. Марта пока завтракает дома привычными кашками, сырниками и творожками. Но совсем скоро я пойду на языковые курсы, и ей придется перестраиваться на другой режим питания. Горячий обед готовят в саду, что очень здорово. Потому что в некоторых садах готовую еду привозят и разогревают в микроволновке. А на полдник детям дают внушительную фруктовую нарезку (яблоки, груши, бананы, дыни, арбузы, мандарины, киви).
Свобода
И последнее, что меня поразило (приятно) – отсутствие каких-то четких правил, регламента и даже режима. Нет, правила группы есть! Причем самые настоящие, которые принимались вместе с детьми, путем голосования, записывались на бумагу. И теперь этот свод правил висит в группе на почетном месте: мы не деремся, не ломаем игрушки, не кидаемся едой, не приносим в группу пистолеты, не рвем чужие рисунки.
Еще есть прогулки и трапезы в одно время. В остальном – полная свобода. Я прихожу за дочкой и вижу, что все заняты своим делом – кто-то лепит из пластилина, кто-то рисует, кто-то играет на полу, а кто-то спит в уголке комнаты калачиком! Даже едят дети в разных местах (правда, всегда в одно время) – то на кухне, то в группе за столом. А в теплые дни – и во внутреннем дворике на улице! (прелесть, правда?)
Перед садиком у меня, как водится, было очень много страхов. Самый главный – что дочка никого не поймет, и что ее никто не поймет. И в этом коммуникационном вакууме она будет ходить голодная, одинокая, не понятая и страдающая. Но все-таки за нами там, наверху, кто-то, наверное, присматривает. Потому что старшая воспитательница группы Барбара учила в университете русский язык 6 лет. И этих знаний ей хватает, чтобы понять все нужды Марты. Во-вторых, так получилось, что сейчас Марта – единственная девочка в группе (сначала там была еще одна девочка, но сейчас она куда-то пропала), самая маленькая и самая не знающая языка.
По всем этим пунктам ей обеспеченно повышенное внимание со всех сторон – от мальчишек в группе, которые за ней немножко ухаживают и немножко опекают. От педагогов, которые делают скидку на незнание языка, и повторяют все по несколько раз и показывают пример. Но главное, конечно, что успокоило мое материнское сердце – что детей там ЛЮБЯТ! Жалеют, целуют, успокаивают по утрам, играют вместе, дурачатся и делают все, чтобы дети не грустили.
Дочка идет в сад с удовольствием – ведь надо и рассказать Барбаре про Зоопарк, и похвастаться Антону и Микаэлю новыми бусиками, и изрисовать очередной килограмм листов (кстати, все ее «творчество» за день педантично собирают в стопку, и в конце дня отдают мне, перевязанное нарядной ленточкой с подписью «MARTA», и даже огромная синяя закорючка на весь лист – под видом рисунка складывается в именную папку)
Фото - фотобанк Лори