К написанию статьи меня сподвиг случай, увиденный накануне в одном из музеев.
Недавно прошедшая ночь музеев предлагала посетителям весьма обширный спектр развлекательных и познавательных услуг, среди которых было и посещение самого музея с самостоятельным изучением красот нашей местности, с заполнением интересных письменных заданий (ребусы, угадай по фото, угадай по описанию).
Идя на данное мероприятие, я задалась целью познакомить свою дочь с природой и животным миром нашего края. У меня не было четкого плана, как и что мы будем делать, единственная цель, которой хотелось придерживаться - это получить массу удовольствия и приятной и нужной информации.
На входе в исторический зал нам выдали бланк «Здания-бродилки». Мы ходили из зала в зал, смотрели скелеты мамонтов, изучали особенности и масштабы зверей давно вымерших, изучали какие у кого клыки, бивни и мохнатость шерсти. Было весело и весьма интересно, если что-то не получалось отгадать, то мы без стеснения спрашивали подсказки у работников музея или таких же, как и мы, участников «бродилки». Все с желанием и даже каким-то азартом списывали друг у друга. Чуть устав от этой беготни, мы присели с дочкой на лавочку, чтобы поизучать все уже в более спокойном темпе.
И вот в зал входят новые посетители: бабушка с двумя внуками (мальчик и девочка лет восьми). Бабушка с видом и серьезностью прокурора начинает зачитывать внукам первое задание, прописанное на листке. Ее очень злит, что внуки уже озираются по сторонам и невнимательно ее слушают, ведь это так важно - выполнить все и правильно. Она «одергивает» внуков и вновь перечитывает им задание. Внуки, чуть присмирев от строгого тона бабушки, бегут в зал выполнять первое задание: им нужно найти и посчитать количество мышей, расположенных в первом зале. Естественно внуки быстро переключаются на другие интересные экспонаты, они изучают чучела хищников, с блеском в глазах перебегая от экспоната к экспонату. Видя вдалеке грозный взгляд бабушки, они возвращаются к выполнению задания, вернее, к поиску решения поставленной задачи. Бегут к бабушке. Бабушка готова услышать верный ответ: «Три мыши в зале», - говорит внук.
– Как ты посчитал и где находятся эти мыши?
– Не знаю, я спросил и мне подсказали! А знаешь, какие у волка клыки? И у медведя оказывается очень большая шерсть! – говорит с восторгом внук.
– Так нельзя! Ты должен был сам посчитать и прийти ко мне с ответом.
Подходит внучка.
– Сколько мышей расположено в этом зале? - задает вопрос бабушка внучке.
– Три.
– Ты сама нашла?
– Нет, мне подсказали.
Бабушка недовольна. Все пошло не по плану. Внуки, вместо того, чтобы ответственно отнестись к заданию, просто нарушили правила и нашли другой путь решения, неправильный и очень плохой, по мнению бабушки. Желая взять под жесткий контроль ситуацию, бабушка уже вместе с внуками идет по залу, не давая им ни малейшего шанса смухлевать и получить удовольствие от посещения музея.
Как часто, идя с детьми или внуками на какое-то мероприятие, будь то музей, парк аттракционов или праздник, вы заранее прописываете свой сценарий и программу ожидаемых событий, не давая ребенку ни единого шанса познакомиться с чем-то увиденным и новым по своему сценарию? Да, технику безопасности никто не отменял, но если ребенку нечего не угрожает, почему бы ему не разрешить изучить этот мир, так как ему хочется? Ребенок должен быть свободен в праве выбора. Родители, бабушки и дедушки – это всего лишь проводники в этот мир для ребенка, позвольте ребенку самому решать, на какую он сначала пойдет карусель, целых пять минут будет изучать зубы волка или восторгаться мощью и высотой мамонта. Это его право и его путь, так и именно таким путем изучать этот удивительный и многогранный мир.
Фото - фотобанк Лори