Новорожденный ребёнок нуждается в матери 24 часа в сутки. Его нужно кормить грудью по требованию, а в остальное время носить на руках или в слинге, чтобы он чувствовал себя защищённым.

Но вот дитя делает первый шаг, второй, а там не за горами и «первый раз в первый класс». И вот тут мама снова вспоминает период новорожденности – приходится сидеть рядом, контролировать выполнение домашних заданий, помогать готовить проекты и презентации, а то и вместе учить иностранный язык.

Современная школа ориентирована на активное участие родителей. Объёмы информации, выдаваемой детям, колоссальные, а времени на закрепление пройденного нет. На выработку почерка почти не выделено времени. Если в школе 1950-х годов дети несколько месяцев писали карандашом, чтобы добиться почетного права взять в руки перо и окунуть его в чернильницу (эта методика прекрасно показана в советском фильме «Первоклассница»), то в наши дни звучат призывы вовсе отказаться от обучения письму, а в некоторых американских штатах это уже сделано.

Не исключено, что по тому же пути пойдёт и российская школа. К чистописанию большинство учителей (за исключением отдельных представителей «старой гвардии») относится весьма формально. Впрочем, хорошего, разборчивого почерка от детей требуют, вот только не все быстро схватывают эту науку и успевают его выработать. Вместо этого в школы с каждым годом «спускают» все больше разного рода контрольных, диагностических, комплексных, метапредметных, проверочных, контрольно-измерительных и прочих работ, так что скоро среди этих контролей некогда будет хоть чему-нибудь научиться.

Неудивительно поэтому, что на мам, реже пап и бабушек, ложится большая нагрузка по помощи школьнику в освоении программы. Многие родители вникают в учебный процесс весьма добросовестно, как их самих научили в детстве, ещё в советской школе. Вот только в советской школе мамы чаще всего пропадали на работе и дети учились совершенно самостоятельно.

В наши дни частенько даже запись домашних заданий детей не беспокоит: учитель пишет их на доске, а ученики просто фотографируют на смартфоны и айфоны. Учителя можно понять: так надежнее, не надо ждать, пока дети откроют дневники, медленно диктовать и контролировать, чтобы все записали. Да и времени на уроке нет, а на перемене дети рвутся побегать и ничего записывать уже не хотят.

С другой стороны, существуют электронные журналы и группы в Вотсапе, где всегда можно выяснить, что задано. Так что записывать в общем-то необязательно. Так в мелочах у части класса формируется безответственность: всегда есть девочки прилежного типа, у которых можно все выяснить, а если нет – поможет мама.

Постепенно мама (или бабушка) втягивается в процесс настолько, что уже не может «отпустить поводья». Ребёнок тоже привыкает, что ответственность за его учебу несёт взрослый, и ничего не делает без понуканий и напоминаний. А мама только разводит руками и ломает голову: откуда взялось целое поколение гиперактивных невнимательных детей? Почему мы были другими? И главное – как разорвать порочный круг?

Оставить гиперопеку и пустить учебу чада на самотёк? Но он же сразу забудет выполнить половину домашних заданий, другую половину выполнит спустя рукава, и нахватает двоек. А кому же хочется видеть своего любимого и неповторимого ребёнка двоечником? Скатится по учебе, потеряет все достигнутые мамиными усилиями результаты, и в конечном итоге не поступит в институт, попадёт в армию… Нет, этого нельзя допустить, нужно продолжать помогать, тянуть, контролировать. Таковы уж мы, мамы. Не отпустим «малышей», пока сами не вырвутся. А те, что попокладистее, и в 40 лет будут возле нас…

Фото - фотобанк Лори