Слово доула дословно переводится с греческого, как рабыня. На современном языке доула — это женщина, которая обеспечивает непрерывную физическую, эмоциональную и информационную поддержку мамам до, во время и после родов.
Доула – относительно новое для России явление, хотя и набирающее популярность. Доул часто путают с домашними акушерками, вокруг этой деятельности распространено много мифов и неверных представлений.
Наталья Томилина – мама четверых детей, руководитель проекта Natidoula, работает доулой с 2013 года. Наталья рассказала Материнству о своей деятельности и ответила на все неудобные вопросы.
- Наташа, как ты начала работать доулой?
Это долгая история. Все началось с рождения моего первого ребенка, а ему уже 15 лет. Когда я его родила, я решила, что когда-нибудь стану акушеркой. Слова «доула» я тогда еще не знала, и такого понятия тогда еще не было в принципе. Своего первенца я хотела родить дома, но мне пришлось рожать в роддоме, потому что идею домашних родов никто из близких не поддержал. И это моя достаточно травматичная история. История моих первых родов очень сильно на меня повлияла.
Приняв решение стать акушеркой, я подумала, что я еще слишком молода для этого и когда-нибудь позже ею стану. Потом была жизнь, учеба, у меня родился второй ребенок. И когда второму ребенку было 6 месяцев, я пошла на роды к своей подруге.
- Пошла, как подруга, чтобы ее поддержать?
Да. Сейчас я бы сказала, что я пошла, как доула. Но тогда я еще не знала такого слова. Подруга хотела, чтобы я была рядом, потому что у меня уже был опыт родов. Это было 12 лет назад. И это был мой самый первый опыт сопровождения в родах.
К 2013 это мое решение окончательно созрело, у меня подросли дети, и я стала сопровождать роды, как доула, за деньги. В ЖЖ было сообщество доульское. Там только зарождались эти идеи, и мы все их жарко обсуждали. Для меня история доульства – это, скорее, про мою внутреннюю силу. В моих первых родах мне не хватило своей зрелости, опоры на свои ценности. Не хватило доульской позиции в отношении самой себя. Я позволила обстоятельствам, стереотипам и другим людям продавить себя.
- Как бы ты объяснила слово «доула» человеку, который впервые его слышит?
Доула – это поддержка. В первую очередь, это человек, который вместе с женщиной проживает опыт родов. Это близкий человек в родах, как мама, сестра, как подружка, как муж. Непосвященному человеку сложно понять разницу между доулой и домашней акушеркой, но эта разница есть, и она принципиальна.
Если меня спросят: все в порядке? Я отвечу: я не знаю
- Я себе представляю это так – доула может женщину держать за руку, петь вместе с женщиной, поддерживать, подбадривать. Может подать водички, пеленку, заварить чай. Но в домашних родах доула может еще выполнять какие-то акушерские функции – принять ребенка, перерезать пуповину, посмотреть раскрытие?
Нет, все не так. В домашних родах никаких акушерских функций доула не выполняет. Никаких манипуляций с роженицей и с ребенком доула не делает. И что значит – принять ребенка? Если женщина рожает дома с мужем и доулой, это то же самое, что она рожает только с мужем. Раскрытие доула не смотрит, сердцебиение не слушает, живот не щупает категорически. Доула не дает своих оценок, не ставит диагнозов.
Тут часто начинается путаница. Кажется, что доула это отчасти домашняя акушерка, которая понимает и контролирует ход родов. И очень важно разобраться, что этого нет.
Вот я – доула. Я очень хорошо понимаю ход родов, но моя клиентка об этом не узнает. Так как я не медик, у меня нет медицинского образования, то никаких рекомендаций и комментариев по ходу родов я давать не могу. В родах я такой же человек с улицы, как подруга роженицы, как соседка. В родах я буду, как смогу, поддерживать свою клиентку – буду держать за руку, гладить спину, делать массаж, подбадривать. Но если меня спросят – все ли хорошо идет в моих родах? То, что происходит сейчас – это нормально? Со мной и ребенком все будет в порядке? На эти вопросы я отвечу – я не знаю.
- Это для того, чтобы доула смогла обезопасить себя юридически, если что-то пойдет не так? Или это, в принципе, не дело доулы?
Доула не выполняет акушерских функций
Это суть самой профессии. Чтобы быть доулой, не нужно вообще никакого медицинского образования. Да даже не нужно глубоко понимать процесс родов. Достаточно обладать эмпатией, чувством такта, желанием помогать. И все. Доула – это как сиделка, которая сидит рядом с женщиной во время родов. И если нужно, а большинству женщин это нужно, есть еще рядом медицинский работник. В роддоме это врач, в домашних родах – акушерка. Но надо понимать, что в задачи врача или акушерки не входит вот это непрерывное сидение рядом с женщиной. В родах в больнице врач может приходить, уходить. Никто не будет все время сидеть рядом. В домашних родах акушерка может беречь свои силы, прилечь подремать, если роды затягиваются. По-разному бывает. Бывает так, что акушерка делает свою работу, а женщине нужно в 10 раз больше внимания и вовлеченности, чем может это предоставить акушерка.
- Если это домашние роды без акушерки, только доула, роженица и муж, то роды принимает муж, пуповину перерезает муж, а доула просто сидит рядом?
Да. Я хожу в соло роды очень редко. Хотя я сама рожала сольно и эту философию хорошо понимаю. Тут дело не в том, кто ребенка поймал. Я, как доула, ловила в соло родах детей в свои руки. Тут важно понимать, в качестве кого позвала меня женщина на роды, насколько она отдает себе в этом отчет?
Меня, в основном, звали на роды женщины, которые не задавали таких вопросов: а буду ли я что-то контролировать, буду ли я что-то делать? Они мне в родах дают указания, что я могу для них сделать. Они мне сами говорят ход родов. Им категорически не нужно медицинское наблюдение, они сами ведут свои роды, сами себе хозяйки. Мне женщина в таких родах может сказать, например: слушай, если я буду в такой позе и мне будет неудобно, я попрошу тебя поймать ребенка. Но если я ничего не скажу, сиди просто рядом и ничего не делай.
- Если во время родов ты видишь, что что-то идет абсолютно не так и нужно срочно ехать в больницу, иначе может все плохо закончиться. Ты можешь об этом сказать роженице?
Тут важно понимать, что это просто не входит в компетенцию доулы – отслеживать, все ли идет нормально в родах. И важно, чтобы сама роженица это понимала.
Ответственность за исход домашних родов лежит на роженице
- Т.е. в домашних родах с доулой вся ответственность за исход родов лежит на роженице? Если при этом в родах есть акушерка, то ответственность лежит на акушерке?
Да. Идея о том, что вся ответственность лежит полностью на женщине – она больше характерна для так называемых «духовных» акушерок, которые работают без медицинского образования. Они опираются не на медицинский ход родов, а больше на свои представления о родах, на свой опыт. Если мы говорим про акушерку с медицинским образованием, то она несет ответственность за исход домашних родов. И такая акушерка будет наблюдать женщину во время беременности, она будет знать ее анализы, состояние ее здоровья. Акушерка приезжает на роды со своим медицинским чемоданчиком. Она будет обсуждать с женщиной план А и план В, что делать, если понадобится помощь. Важно, чтобы у женщины в домашних родах не было розовых очков.
- Возьмем самый ужасный исход. Ребенок погибает в родах. Дома только роженица и доула. Доула помогает женщине это пережить, ее поддерживает, а потом, грубо говоря, уезжает домой. Если в родах находится еще акушерка, то она после родов идет в полицию.
В нашей стране деятельность домашних акушерок запрещена, уголовно наказуема. Мы пока не цивилизованная страна в этом плане. В Голландии, например, если в домашних родах погибает ребенок, будет полицейское разбирательство, суд. И если акушерка будет признана виновной, она понесет наказание. В России ситуация такова, что если ребенок умер, то роженице нужно будет принимать решение, заявлять ли о виновности акушерки. Если она посчитает, что акушерка виновата, тогда акушерку посадят в любом случае, т.к. домашняя акушерская деятельность у нас запрещена.
- Получается, что акушерки, принимая домашние роды, нарушают закон?
Да.
- Тогда это должно быть безграничное доверие между женщиной и акушеркой.
Ну, может не абсолютно безграничное, но доверие, да. Но зато у нас нет запрета для женщин на домашние роды. У нас есть запрет на оказание медицинской помощи на дому. Т.е. у нас женщина имеет право родить дома, но акушерка не имеет права ей помогать в этих родах. Если в родах происходит беда не по вине акушерки, тогда женщина говорит акушерке: уходи! И на момент приезда полиции женщина уже дома одна. Такие ситуации случались в акушерской среде.
- У тебя не было таких печальных случаев?
У меня был такой случай. Ко мне обратилась женщина со второй беременностью. На сроке 16 недель обнаружилось, что у нее родится малыш с анэнцефалией. Это редкое генетическое нарушение, характеризующееся полным или частичным отсутствием больших полушарий головного мозга. Такие дети живут от нескольких минут до нескольких часов, либо умирают уже в родах. Несовместимая с жизнью патология. Когда это выяснилось на УЗИ, женщине предложили аборт. Женщина отказалась и решила выносить и родить этого ребенка и дать ему возможность уйти самому. Она отказалась от идеи рожать в роддоме. В роддоме этого ребенка сразу бы у нее забрали, ей бы не дали с ним попрощаться. Она захотела родить дома сольно. Я была с ней. Роды были достаточно трудные, малыш погиб в потугах, но это и предполагалось. После родов они с мужем попрощались с малышом. И потом его похоронили.
Доула всегда на стороне роженицы
- Есть ли какие-то мифы вокруг деятельности доулы? Что доула сопровождает только домашние роды, что доула работает только с мамами, нацеленными на естественное родительство. Или взгляды на роды и материнство роженицы никакой роли для доулы не играют?
Доула по своей сути – это служанка. Какими бы ни были взгляды женщины, доула всегда будет на ее стороне. Доула предоставляет себя в родах в пользование роженицы. Она принимает абсолютно ее ценности, ее позиции.
- Даже если взгляды женщины ей категорически не близки?
Да. Если меня позвали на роды, я должна женщину поддержать, несмотря на ее взгляды. Но, конечно, доула тоже человек и имеет право выбирать себе клиентов. Она может кому-то отказать. Если ко мне обратится женщина с совсем чуждыми мне взглядами, я ей мягко откажу и порекомендую ей кого-то еще.
Сама доульская ассоциация наполнена абсолютно разными женщинами. У нас есть доулы, которые рожали через кесарево сечение и абсолютно против домашних родов. Есть те, которые рожали дома сольно. Есть доулы, которые спокойно относятся к родам с эпидуральной анестезией, с искусственным окситоцином, с искусственным прекращением лактации сразу после родов. А для кого-то это неприемлемо. Каждая женщина может найти свою доулу. Всегда найдется совпадение.
То, что доула очень ассоциируется с темой домашних мягких родов, я понимаю. Но доулы есть очень и очень разные. Вот я такая доула, которая ограничила свою сферу работы. Я сопровождаю только домашние роды и роды в одном роддоме - №68 (Москва), который я считаю хорошим в плане отношения к женщинам. Вот я как раз та доула, которая продвигает тему гуманных родов. Но есть огромное число доул, которые сопровождают роды в любом роддоме, в любых родах – это может быть плановое кесарево, не важно.
- У тебя были случаи, когда ты отказывалась от сопровождения в родах?
Да. Но что значит – отказывалась? Я стараюсь не говорить прямо: вы знаете, я от вас отказываюсь! Мы с женщиной сначала разговариваем о том, чего она хочет от своих родов, какой ее личный план. Я это слушаю и дальше рассказываю, как я обычно работаю. И мы можем сойтись на том, что мы друг другу не подходим. И я тогда ей советую кого-то другого.
- Кому больше всего нужна доула в родах? В первых родах, женщине с повышенной тревожностью, в «возрастных» родах, в соло родах?
Я не думаю, что абсолютно каждой женщине в родах нужна доула. Есть женщины, которым просто это не нужно. Мне чужда идея говорить: доула это так круто, так нужно, давайте, берите нас на роды! Для меня ответ на твой вопрос – в отклике самой женщине. Доула нужна той женщине, у которой появился внутри отклик на информацию о том, что это возможно. По своему опыту могу сказать, что если женщина рожает первый раз и если она не из тех женщин, которые идут в соло роды, ей нужна доула.
В соло роды обычно идут женщины очень умные, психологически зрелые, которые прониклись другим отношением к жизни и к смерти, которые абсолютно отдают себе отчет, что они ответственны за свою жизнь и за жизнь ребенка. Таких женщин мало.
Если говорить про всех остальных женщин, которые ждут первого ребенка, то большинству нужна доула в родах. И, как правило, те женщины, которые просто не знали про такую возможность, уже в процессе родов понимают, что им не хватало такого человека рядом.
И вторая категория женщин, у меня много таких клиенток, это травмированные своими первыми родами женщины. Они вышли из своей травмы настолько, чтобы захотеть родить уже по-другому. Но у них есть боль, страхи, очень сильная чувствительность, сильная потребность в поддержке. Такие женщины никогда не сомневаются в том, что им нужна доула. Они берут себе и доулу, и акушерку. Большинство из них прекрасно рожают. Часто бывает так, что акушерка и доула сидят просто рядом и ничего не делают. А женщина потом говорит: я бы без вас не родила! А мы отвечаем: да мы же ничего не сделали! Нет, вы сидели рядом со мной все время, и только поэтому у меня получилось. Такие женщины очень благодарны просто за то, что их роды проходят по-человечески.
- Сколько стоят услуги доулы?
В Москве от 10 000 до 35 000 рублей. Средняя стоимость – 15 000 – 20 000 рублей.
- И что входит в контракт?
В мой контракт входит: бесплатная встреча-знакомство, вплоть до родов у нас может быть еще одна организационная встреча, мы много общаемся по воцапу и телефону. Чем ближе к родам, тем больше мы на связи, выезд на роды, все роды, сколько бы они ни шли, несколько часов после родов. Далее также поддержка онлайн и одна встреча после родов.
- На этой встрече-знакомстве как можно понять, насколько это твой человек? Идти ли тебе с ним в роды?
Всегда нужно смотреть, насколько я при этом человеке расслабляюсь или зажимаюсь. Важно, чтобы было ощущение легкости с доулой. Попробуйте визуализацию – представьте себя в туалете, в душе голой рядом с этим человеком – что вы чувствуете? Мне кажется важным, когда на первой встрече происходит телесный какой-то контакт. На встрече с женщиной я всегда ее обнимаю. Иногда бывает буквально 5 минут массажа или каких-то прикосновений. И посмотреть на реакцию тела на прикосновения.
В родах с доулой можно быть любой
- Вот ты приезжаешь на домашние роды и что ты делаешь?
Кому-то сразу нужно, чтобы каждую схватку массировали спину. Кому-то надо, чтобы доула просто сидела рядом. С кем-то мы будем вместе дышать и звучать все схватки. Часто женщина держит меня за руку часами. Или начинает высказывать мне свои опасения, переживания, вопросы. И моя позиция такова, что я на все я отвечаю: да, можно!
Можно плакать, можно жаловаться, можно злиться, можно ныть сколько угодно. На все я говорю: да!
Есть такое в акушерстве, что когда женщина рожает, она должна взять себя в руки, собраться, взять свои эмоции под контроль, подумать о ребенке и родить! В роддоме женщине часто говорят такое: давай убирай все свои эмоции, надо поработать! Моя позиция обратная: можно все эмоции проживать, и это никак не меняет ход родов. Ты такая, какая есть. Такие женщины, на мой взгляд, которые не зажимают свои эмоции, никогда не остаются травмированными своими родами. В родах с доулой можно быть любой. Если чисто внешнее, то моя деятельность это непрерывное сидение рядом, на схватках я держу за руку или делаю массаж, или женщина на мне висит. Мы вместе дышим, женщина проговаривает мне свои эмоции, я ей говорю что-то поддерживающее, ласковое, слушаю ее. И так все роды. Ничего такого сверхъестественного.
- Сколько у тебя родов в неделю, в месяц?
За 2017 у меня было 60 родов. Это примерно 5-6 родов в месяц.
- Насколько это сейчас популярно в Москве?
Очень популярно, и доул в Москве достаточно много. Но этот стереотип, что доула – это домашняя акушерка, духовная акушерка – пока еще достаточно силен. Но, думаю, что со временем это уйдет. Постепенно распространится информация о том, что доула для роддома еще акутальнее и нужнее, чем в домашних родах, и что никакого противостояния между доулами и врачами нет, что доулы ничем медицинским не занимаются. Думаю, что потребность в доулах еще вырастет. Надеюсь, мы дойдем до того, что в роддомах будут штатные доулы, доулы волонтеры. И каждая женщина сможет родить с доулой.
Моя мама встречает новых деток
- Как твоя семья относится к твоей работе? Это же твоя единственная и основная деятельность?
В принципе, да. Я еще занимаюсь послеродовым пеленанием, еще немного обучаю. Но доульство, минимум, 60 % моей деятельности точно. Мой муж изначально хотел, чтобы я сидела дома, занималась детьми. Но в то же время он понимал, что мне нужна самореализация, и я в какой-то момент до нее дойду. И когда все это завертелось, он мне сказал: я вижу, что это твое предназначение, дело жизни. Делай!
Не могу сказать, что все у нас радужно и легко. Но речи о том, чтобы я перестала этим заниматься, даже не идет. Дети говорят: моя мама встречает новых деток, помогает женщинам рожать. Для них это уже данность. Бывает, что дети меня долго не видят. Вот сейчас меня не было дома двое суток. Когда я приезжаю, они прибегают: мама, тебя так давно не было! Мы соскучились! На следующий день я опять собираюсь на роды, дети кричат: что опять? Ты же только приехала! Но дети уже привыкли. Хорошо, что у нас многодетная семья. У детей большая деревня привязанностей, у них не сошелся свет клином на маме. Они есть всегда друг у друга и кто-то из взрослых рядом – муж, бабушки, тети. Этот аспект моей работы не сильно ударяет по детям.
Фотографии – из личного архива