В начале 2000-х годов Россию захлестнуло повальное увлечение методиками раннего развития. На форумах кипели нешуточные страсти вокруг карточек Глена Домана и развивающей среды Марии Монтессори. Родители боялись упустить время, не научить плавать раньше, чем ходить, ведь после трёх - уже поздно! Рамки-вкладыши, узоры Никитиных и кубики Зайцева входили в ежедневное расписание малышей.
Но прошло полтора десятилетия, поколение родителей сменилось, методики ферментировались и породили симбиозы, сочетающие элементы систем разных авторов. Частные развивающие центры для дошкольников больше не вызывают ажиотажа, рынок наполнен такого рода услугами, раннее развитие в виде ФГОСов проникло в детские сады.
Между тем, психологи все чаще предостерегают от увлечения ранним развитием и подготовкой к школе с пеленок. У детей, перегруженных занятиями, не остаётся времени на игру – естественное занятие дошколят. Именно в игре малыши должны осваивать необходимые на этом уровне развития навыки. Дети в саду имеют лишь полчаса в день на свободную игру. В результате они не отрабатывают умение взаимодействовать, играть по правилам (качества, которые потом очень пригодятся в школе). Страдает фантазия (а значит, способность мыслить абстрактно) и эмоциональный интеллект (то есть способность понимать самих себя и сопереживать другим, а в итоге – принимать верные с морально-этической точки зрения решения). В школу дети приходят не наигравшиеся, не отработавшие игровую программу детства, психологически незрелые.
Малышей вынуждают рано садиться за парты и жить по школьным правилам, к которым они ещё не готовы, в то время как в дошкольные годы они должны в основном играть, и в игре должна формироваться учебная мотивация, необходимая в школе.
Что нужно детям для полноценной игры?
На этот вопрос отвечает Научный руководитель отдела психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ Елена Олеговна Смирнова:
Жажда играть у детей очень сильная, а времени на игру у них не остается. Такое положение утвердилось не только в нашей стране, но и во всем мире. Ввиду серьезной угрозы утраты игры во всем мире разворачивается движение в поддержку игры, создаются международные ассоциации, такие как International Play Association, которые обращаются к государству и требуют условий для существования игры. В конвенцию о правах ребенка недавно был внесен дополнительный комментарий, в котором объясняется, что такое игра, и какие условия необходимы, чтобы игра продолжалась. Одно из этих условий – это игрушки, поддерживающие игру.
Сейчас огромное количество игрушек, но, к сожалению, далеко не все современные игрушки поддерживают игру. Есть игрушки с большим и с меньшим развивающим потенциалом. Что имеется в виду?
Игрушка как предмет игры с одной стороны несет определенное представление о действительности, какой-то образ реальной жизни. Если это игрушка для предметной игры, то у нее есть цвет, форма, вес, какие-то динамические качества; если это образная игрушка, то она несет образ человека или персонажа какого-то мультфильма или книжки.
Когда психологи говорят о полезности, то вовсе не имеют в виду что-то познавательное. Самое полезное – то, что ребенку интересно, чему он сопереживает, эмоционально относится. В этом смысле образная игрушка несет какую-то историю, какой-то сюжет.
Каждая игрушка приобщает ребенка к традиции, к культуре, но не через передачу речевого содержания, не в абстрактно-вербальной форме, а через собственную деятельность ребенка. И поэтому вторая очень важная функция игрушки – быть предметом детской деятельности.
Игра по определению – свободная инициативная деятельность. Ребенок может придумывать, вкладывать в игрушку свои настроения, творить любые сюжеты – словом, он свободен в выборе действий.
И вот это сочетание, с одной стороны, носителя культуры и жизни, а с другой стороны – предмета детской активности и делает игрушку уникальным средством детского развития. Когда ребенок усваивает какие-то эстетические, моральные вещи не через обучение, а в своей собственной деятельности – это гораздо полезнее для детского развития, чем прямое обучение.
Спонтанная активность ребенка, которая может быть разрушительной, неорганизованной, через игрушку находит свою форму, наиболее близкую к культурным нормам.
Что же происходит с игрой и игрушкой в наши дни? Действительно ли все так ужасно?
Своим мнением делится директор Института психологии и педагогики образования ГАОУ ВО МГПУ Александр Ильич Савенков:
Люди играют всю жизнь, и так было всегда. Когда человек покупает дорогой джип или спортивный автомобиль, он же прекрасно понимает, что для перемещения собственной тушки по городу Москве можно обойтись значительно более скромным транспортным средством. Но ему хочется сидеть за рулем ламборджини. А видели вы когда-нибудь игрушки других больших мальчиков? Например, охотничьи ружья. Охотничье ружье стреляет на 60 метров – это его прицельная дальность, но на него покупают крутой оптический прицел с ночным видением. На 60 метров любой человек с нормальным зрением видит прекрасно, и он не промажет – там дроби летит огромное облако, промазать невозможно! Но мы играем в войну, мы надеваем камуфляж. Это происходит всегда. Но мы сегодня говорим в первую очередь о детской игре.
Ребенком по определению Юнеско является человеческое существо от 0 до 18 лет, ребенком младшего возраста – от 0 до 10 лет, и мы говорим об игре именно этих детей.
Сетования о том, что игра уходит из нашей жизни, из детской жизни, у меня, честно говоря, вызывают сомнения. Я встречал высказывания педагогов, которые еще в XVIII веке сетовали на то, что игра из детской жизни уходит. Уходит-уходит и никак не уйдет.
Антропологи, изучавшие первобытную культуру (например, классик – Маргарет Мид), отметили, что в первобытных культурах игрушек как таковых не было. Мальчик садился на каноэ и плыл как взрослый по безопасному маршруту – тренировался, оттачивал свои навыки управления лодкой в реальных природных условиях.
Это удивительно, но детство как явление существовало не всегда. Казалось бы, всегда люди рождались, были маленькими, не могли делать то, что делают взрослые. Но детство не всегда было такой ценностью, какой оно является сейчас. Более того, некоторые средневековые установки нам бы показались какими-то кощунственными. К детям не относились внимательно, потому что было непонятно, выживет он или нет. Зачем заботиться о том, кто не выживет? С нашей точки зрения жуть какая-то, варварство! Но так было.
Сейчас мы относимся к ребенку, как к какой-то невероятной ценности. Мама, выйдя из роддома, хватает его под мышку и бежит по многочисленным детским центрам учить его чему-то, с ее точки зрения очень важному: иностранным языкам, компьютерным премудростям, основам математических знаний. И рынок откликается на этот запрос. Вот, например, вбросили в сообщество ментальную математику. Начинаем разбираться – нет там ни ментальности, ни математики, а есть замечательный устный счет. Но красивое название привлекает, и продукт пользуется огромной популярностью.
Игра меняется, а нам кажется, что она исчезает. Как генералы готовятся к прошедшей войне, так и мы полагаем, что у современного ребенка игра должна быть такой, какой она была у нас самих. А у современных детей игра совсем другая. И вот это бы нам надо осознать, чтобы четко понимать, по поводу чего стоит переживать, а по поводу чего – нет.
Когда я был ребенком, мне безумно нравились маленькие зеленые военные машинки, они были потрясающе похожи на настоящие, и с их помощью можно было разыгрывать целые сражения. Потом, когда я уже стал взрослым, я столкнулся с мероприятием, которое проводил журнал «Семья и школа», оно называлось «Прощай, оружие». Каждый мальчик мог прийти в редакцию и сдать свой автомат или пулемет и получить взамен что-то мирное, может быть, мишку или мороженое. И в обществе была целая дискуссия на тему: а надо ли это делать? Надо ли мальчиков разоружать?
«Дремучее охранительство», о котором сказал президент в своем докладе, оно у нас периодически проявляется. И есть много педагогов, которые говорят: «Нельзя показывать ребенку компьютер, нельзя его знакомить с компьютером».
Ко мне как-то пришла на консультацию мама с маленькой девочкой. Мама была совершенно ушиблена Штайнером и вальдорфской педагогикой . У девочки в руках была куколка из холста, и шариковой ручкой нарисованы глазки и ротик. Только подумайте: в XXI веке ребенок играет в такие игрушки! Ему нельзя смотреть телевизор, ему нельзя прикасаться к планшету, ему нельзя подходить к компьютеру. По-моему, это ужасно.
Сегодня, 28 мая, в Международный день игры, в России стартует движение в поддержку игры, присоединиться к которому можно на сайте www.da-igra.ru, а также включиться в акцию в социальных сетях, опубликовав свое фото с игрушкой с хештегом #даигра.