Одно из ключевых направлений современной детской психологии основано на развитии эмоционального интеллекта – проговаривании своих эмоций, чувств, переживаний. Называя эмоции, родители могут помочь ребенку научиться владеть собой, находить выход из различных жизненных ситуаций.
О том, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать, порталу Материнство рассказала психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта и мама двоих детей Виктория Шиманская.
Виктория, Вы называете себя специалистом по эмоциональному интеллекту. Можете объяснить нашим читателям коротко, что это такое – эмоциональный интеллект?
Эмоции являются неотъемлемой частью нашей жизни. Именно они влияют на наше восприятие этого мира, на наше отношение к тем или иным событиям. Поэтому так важно научиться понимать свои эмоции и, конечно, управлять ими. За это и отвечает эмоциональный интеллект – способность распознавать и управлять своими эмоциями, понимать чувства и мотивацию других людей для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции друзья, а не враги, жизнь становится проще, успешнее, а главное – счастливее!
Откуда такое название у вашей книги – «Монсики»? Что-то среднее между эмоциями и монстрами?
Кто такие монстры? Это сказочные существа, которые вызывают страх и неприятие. Похожие чувства испытывает и ребенок, не способный понять свои эмоции. Создавая Монсиков, мы убрали из слова «монстры» составляющую страха и сделали наших эмоциональных героев друзьями и союзниками детей. Так появились Монсики – сказочные персонажи, которые помогают ребенку не бояться своих чувств и переживаний, знакомят его с прекрасным миром эмоций и учат с ним дружить!
Сколько эмоций участвует в книге? Чем обусловлен выбор именно этих эмоций?
Книга «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?» раскрывает такие важные базовые эмоции, как Радость, Доверие, Страх, Удивление, Грусть, Отвращение, Гнев, Интерес… Все эти эмоции присутствуют в нашей жизни, и очень важно научиться использовать их во благо себе и окружающим. На основе них строятся более сложные чувства и переживания. Например, мы испытываем разочарование, когда в нас соединяются грусть и удивление, и ощущаем оптимизм, когда нам радостно и интересно. Книга не только знакомит детей с базовыми эмоциями, но и помогает ребенку уловить эти связи.
Вы написали свою книгу в соавторстве со своим сыном. Это очень здорово и очень необычно! Расскажите, как работается со своим сыном? Были ли у вас творческие разногласия по книге? Его друзья, одноклассники и учителя в школе знают, что Глеб является автором книги?
Прототип первой книги появился в период, когда у нас родилась маленькая сестренка, а Глеб пошел уже в первый класс. Именно тогда мы с мужем увидели, что даже при хорошей успеваемости школа вызывает очень сильное напряжение. Это и сподвигло меня поднять и проанализировать все свои работы и работы российских и западных специалистов в этой области. И вот когда мы начали осознанно играть каждый день, стали появляться Монсики как ответ на самые актуальные запросы: как составить расписание? Как подружиться с ребятами в классе? Как высказать свое мнение, если ты не согласен? Как понять, что с тобой происходит, и что делать, если ты злишься? Но мы ушли от нотаций и поучений и превратили весь процесс в «обучение» в «Академии Монсиков».
Уже потом мы вместе с Глебом придумали Долину, где появились Озеро Грусти и Мост Радости, Город Счастья, Болото Лени, Лес Страха и Сады Усердия. Мы вместе рисовали план Долины, придумывая затем каждую главу книги. И Глеб всегда подсказывал, будет ли та или иная идея хорошо воспринята ребятами. Именно поэтому так важно слушать и слышать своих детей! Ведь нам, взрослым, не всегда удается посмотреть на мир глазами ребенка и по-настоящему понять, что их волнует и как они переживают свой путь.
Когда Глеб учился в младшей школе, его одноклассники становились участниками праздников с Монсиками. Кроме того, Глеб помогал мне в занятиях с младшими ребятами. И им всегда очень нравилось его участие, так как он мог и научить их чему-то новому, полезному и интересному, и при этом дать им почувствовать, что он их точно понимает.
А кто является автором графических образов эмоций? Расскажите, пожалуйста, как родились эти образы, легко или «в муках»?
На каждый образ заранее готовилось описание. Более того, все образы еще на этапе эскизов проходили оценку цветового и семиотического анализа на позитивное восприятие детей лабораторией RCB&B. Далее группа дизайнеров дорабатывала прототипы героев. При этом мы всегда учитывали мнение детей и их реакцию на каждый образ. И вот в результате получились герои, которые очень нравятся ребятам, и они их легко запоминают. Интересно, что и дети, и взрослые тут же начинают искать себя в этих образах. Я часто слышу от родителей и педагогов о том, что Монсики очень помогают малышам передать их эмоциональное состояние. После знакомства с нашими героями от ребят часто можно услышать: «Я сегодня Хохотайка!» – перед тем, как поделиться радостью, или «Я сейчас Грустякин, мне в школе поставили двойку», «Хорошо, что со мной был Бесстрашный, а то я сначала очень испугалась этой собаки...» Так детям легче осознать и прожить свою эмоцию. И конечно, образы героев и их смысловое наполнение помогают в этом.
Часто родители не разрешают испытывать каких-то эмоций детям – не плачь! (ты же мужчина, мужчины не плачут), не грусти, не надо злиться, не психуй – и т. д. Конечно, проявление отрицательных эмоций – слезы, крики – это не так приятно для родителей, как проявление положительных. Но должны ли мы запрещать своим детям их испытывать и всеми силами (конфетами, мультиками, утешениями) стараться сделать так, чтобы ребенок как можно скорее от отрицательных эмоций перешел к положительным? Как вообще родителям правильно реагировать на отрицательные эмоции у своих детей?
Очень важно осознание, проживание и проявление всех эмоций. Они все нам нужны, они все имеют свою жизненно важную функцию. А «задавливание» эмоций крайне вредит здоровью ребенка.
По сути родителям важно научиться следующим шагам:
1. В первую очередь важно самим взрослым говорить на языке эмоций, научиться озвучивать их. Формула может быть такой: «Я чувствую… , потому что… , и я хотел бы ... ». То есть «Я чувствую грусть, потому что уезжаю в командировку, и я хотела бы в этот вечер больше поиграть с тобой» или «Я чувствую радость от того, что ты сам убрался в комнате без напоминаний».
Если ребенок не может еще сам сформулировать в словах свои чувства, наша задача – помочь ему в этом даже в самом маленьком возрасте и озвучивать его эмоции за него. Например: «Тебе грустно, потому что Маша забрала игрушку».
2. Предоставить ребенку «экологичные» способы выражения своих эмоций.
Например, научите его делать «ловушки для гнева». Сложите из бумаги «ловушку», напоминающую «гадалочку» в нашем детстве, и за каждым треугольничком напишите варианты: посчитать до 10, выпить стакан воды, присесть 10 раз, обсудить со взрослым, что случилось. Сам факт переключения на такую ловушку после произнесения слов «Я злюсь, потому что… , и я хотел бы… » помогает и осознать свою эмоцию, и пережить ее через правильное выражение своих чувств, которое не навредит ни самому ребенку, ни окружающим.
А родителям в первую очередь важно научиться понимать свои эмоции и принимать своих детей. Помните – намерение всегда позитивно. Если ребенок плачет или злится, он вовсе не издевается над взрослым. Это может быть крик о помощи, привлечение внимания, проверка границ, попытка показать свою позицию, чтобы быть услышанным. Нам важно понять намерение, почему ребенок в данный момент испытывает эти эмоции. И непременно любить своих детей во всех эмоциональных состояниях, принимать их и вместе находить решение трудных ситуаций. Это и есть основа эмоционального развития ребенка.
Почему, на ваш взгляд, так важно для детей разбираться в своих эмоциях?
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста невероятно важен процесс познания себя и окружающего мира. И тут ключевую роль играют именно эмоции. Страх перед своими чувствами и ощущениями может привести к комплексам, постоянному чувству вины и собственной неполноценности. Дети, которые не смогли принять себя и свои эмоции в раннем возрасте, с взрослением начинают проявлять беспокойство и агрессию, им сложно налаживать контакт со сверстниками, они могут ощущать себя непонятыми и одинокими даже при любящих родителях.
И в то же время дети с развитым EQ открыты для окружающего мира, они проще находят контакт с людьми, стремятся к саморазвитию, эффективнее решают проблемы и задачи, легче выходят из конфликтных ситуаций, с раннего возраста учатся ставить себе цели и достигать их – а все потому, что приняли и поверили в себя! Именно поэтому так важно развивать эмоциональный интеллект (EQ) с самого раннего возраста.
Вы смотрели детский мультик «Головоломка»? Он как раз об управлении эмоциями. Если да – то что вы о нем думаете? Его полезно посмотреть детям вместе с родителями?
Это прекрасный мультфильм! В его разработке принимали участие психологи, и он очень хорошо показывает важность всех эмоций. В момент выхода мультфильма проект «Монсики» уже существовал, и очень многие звонили и спрашивали, почему там не Монсики.
А не собираетесь ли вы сделать мультфильм про Монсиков?
Конечно! И не просто собираемся, уже сейчас готовится выход пилотной серии. Партнером проекта стала Юлиана Слащева – это очень серьезный эксперт в развитии медийного бизнеса. Мы искали инвестора, который поможет сделать проект «Академия Монсиков» проектом мирового уровня. И это стало возможным при поддержке такого профессионала, как Юлиана.
С какими распространенными проблемами и сложностями в отношениях между детьми и родителями поможет справиться ваша книга и описанные в ней методики и игры?
Книга дает развернутые ответы на на следующие актуальные вопросы:
как справляться со страхами?
как подружиться с ребятами?
чем себя занять? Решает проблему родителей, как «оторвать» ребенка от гаджета
как видеть прекрасное и дарить радость?
как управлять гневом?
что делать, если ребенок врет?
Играя с книгой «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?», дети и родители всем этим проблемам находят свои решения.
Как изменились ваши собственные отношения с детьми после того, как вы написали вашу первую книгу о Монсиках?
Книга была очень важным этапом для моего развития в качестве мамы. Ведь знания о том, как и что происходит, это еще не гарантия того, что мы сами не сделаем ошибок. И именно книга помогает мне не только знать, но и по-настоящему переживать моменты с моими детьми. Что скрывать, безусловно, в таком графике работы я тоже переживаю, что мало уделяю внимания собственным детям. Но одно для меня стало очевидным: пусть у меня будет один час свободного времени в день, главное, что это время я проведу с полным принятием своих детей. Я научилась их любить искренне, радуясь, поддерживая и слушая. И работаю над этим каждый день.
Вы получаете письма от читателей с отзывами о ваших книгах? Можете поделиться, с какими конкретно проблемами помогла справиться ваша книга?
Да, и, к моему большому счастью, это положительные отзывы родителей, которые применили нашу методику на практике и увидели очевидные улучшения в поведении и мировосприятии ребенка. Снизился уровень агрессии, улучшился сон, повысились показатели успеваемости, отмечалось улучшение коммуникативных навыков, спокойное и позитивное отношение к себе и окружающим.
На детей какого возраста рассчитана ваша методика? В каком возрасте наиболее важно развивать эмоциональный интеллект и когда уже поздно это делать?
Мы работаем с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Методика, по которой создавались книжки о Монсиках, рассчитана на возраст от 3 до 8 лет. В то же время в наших центрах успешно реализуются методики развития эмоционального интеллекта и для детей от 1 года до 3 лет – это курс «Эмоции с мамой», и для различных возрастных категорий до 14 лет. Здесь уже подключается и общеобразовательный аспект.
Важно знать, что когда бы вы ни решили заняться развитием своего эмоционального интеллекта – это всегда будет вовремя. Безусловно, развитие EQ в раннем детстве позволит заложить прочный фундамент для успешного и счастливого будущего. Однако даже в возрасте 75 лет работа над своими эмоциями будет не менее эффективной.
Недавно вы представили новую образовательную методику «Академия Монсиков». Как вам видится ее будущее? В какой форме она может быть использована в детских садах и школах России и как к этому проекту относится Минобрнауки?
Методика «Академия Монсиков» – это полноценный курс из методических пособий и сопровождающих материалов для педагогов, родителей и детей. Она может быть использована и как отдельная дополнительная программа (разные курсы для детей разного возраста), и частично как дополнительный элемент в уже существующей программе.
На сегодняшний день по нашей методике обучается уже более 5 000 детей. Педагоги и родители отмечают значительные улучшения в отношении взаимодействия детей со сверстниками, снижение агрессивности в группе, повышение успеваемости и возникновение интереса к чтению, улучшение атмосферы взаимопонимания в семье и снижение тревожности у детей. Более того – методика развивает у детей коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление; познавательные способности; навыки целеполагания и достижения целей; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки разрешения конфликтов; повыашет самооценку. А это все лежит в основе так называемых «навыков будущего» и «профессий будущего», которые признаны как профессиональным сообществом, так и Министерством образования и науки.