Путешествия вместе с ребенком – порой неосуществимая мечта многих острожных родителей. Но мы с мужем решились на трехлетнее турне по странам-океанам. Побывали в лесах скандинавской Европы, потом отправились в Азию, начав с гористых индийских районов и закончив у теплых вод Малаккского полуострова. Где-то мы жили по полгода, а где-то останавливались на короткое время, но всегда старались создавать домашний уют и чувствовать себя гражданами большого мира.

Поездки научили меня многому, помогли стать добрее и благодарнее. Постепенно сформировалось осознание того, что главное – наша близость и поддержка внутри семьи. Мы научились быть целым, прислушиваться и понимать, что мы хотим идти вместе по жизненной дороге.

Примерно четыре года назад в статье о русской маме-бэкпекере я поделилась тем позитивным настроем, который помогал мне не сойти с пути. Сейчас мы уже довольно долго ведем оседлый образ жизни, поэтому можно подвести итоги того, что было сделано. Об этом я решила спросить мужа Аркадия Фенева и дочь Арину.

Рассказывает Аркадий Фенев, отец, путешественник, программист:

- В каких странах вы проживали?

Если за проживание считать постоянное нахождение там от нескольких месяцев и более, то помимо России я также проживал в Норвегии, Швеции, Индии и Малайзии. А если за проживание считать даже две недели, то в этот список попадут Турция, Грузия, Армения, Азербайджан, Италия и Таиланд.

- Как поездки отразились на развитии вашего ребенка?

Я не вижу никаких явно отрицательных последствий. Зато положительных – море. Но в тоже время я же не знаю, какой ребенок был бы, если бы никуда не ездил.

Во-первых у людей, которые много путешествуют, формируется понятие, что все люди – братья, в каких бы точках Земли они ни жили, как бы по-разному не выглядели. Такому человеку трудно навязать с помощью СМИ мнение, что какие-то люди в другой стране очень плохие или чем-то лучше.

Второй момент – это интеллектуальное и психологическое развитие. Именно за счет путешествий и постоянных встреч с разными людьми у ребенка формируется сбалансированное представление об обществе и о том, как с ним взаимодействовать. Под контролем родителей он встречается с людьми, и даже детьми, которые могут что-то вредное исповедовать. Такой ребенок больше социализируется, чем живущий постоянно в одном регионе. За счет путешествий наш ребенок стал очень активно развиваться, выучил другой язык. Так что, подытожив, я могу сказать, что интеллектуальное развитие отлично идет, развиваются навыки общения с людьми на разных языках. У человека с детства складывается понимание, что есть только одна раса на планете Земля – это человеческая раса.

- Что дало бэкпекерство каждому члену семьи?

Я не вижу большой разницы, живет ли человек на одном месте месяц или год. Считаю, что если я на один день заехал куда-то, то я посетил страну, а если на неделю-две остановился, то я жил в этой стране.

  • Перемещение по свету расширило наш кругозор. Мы с женой были воспитаны в среде, где существовала одна подавляющая политика: мы – такие, а там весь мир – другие. Я называю такую политику антисоциальной, фашистской. В той или иной степени это навязывается людям по всему миру. Путешествия помогают нам разрушить стереотипы.
  • Другой плюс – крепкая семья. Проблемы в межличностных отношениях, которые могли бы выявиться только через двадцать лет, во время частых переездов быстрее проявляются. Соответственно, их можно быстрее решить.
  • Во время путешествий расширяется сеть людей, которых ты знаешь, появляется новый опыт. Если бы я жил только в России, в регионе, где родился, то мне было бы трудно переезжать по России в поисках лучшей работы. Мне бы казалось это подвигом. Я бы внушал себе, что это не нужно, что везде одно и то же. Но после того, как я решал намного более сложные задачи, жил в разных странах и городах, у меня на это есть силы.

Все международные проекты, как и семейные путешествия, всегда пойдут только в плюс, даже если кажется, что будут трудности или это нереально.

Рассказывает Арина Фенева, десять лет:

Я была в семнадцати странах, начала путешествовать в четыре года и закончила в семь лет.

- Какие у тебя были мысли перед поездкой?

Я думала, что просто хочу быть вместе с моими родителями. Когда нам открыли визу в Норвегию , то мама сказала, что это виза для короля, королевы и принцессы – для меня, папы и мамы. И мне это очень понравилось. Я подумала, что если я буду ездить как принцесса, то все будет очень хорошо. Еще мне нравилось летать на самолете.

- А что ты почувствовала, когда закончилось ваше путешествие?

Я подумала, что теперь могу жить в России, где много людей, которые меня понимают. На самом деле чувствовала большую радость. Не очень было приятно от того, что уже все закончилось.

- Во время поездок тебе не нравилось, что вокруг мало людей, которые тебя понимают?

Да, мне вообще не нравилось. Я хотела нормально разговаривать, не на иностранном языке, а на том языке, котором говорю с рождения и который люблю.

- Какие-то трудности были в поездках?

Иногда мы жили три недели в одном месте, иногда – месяц. Например, когда мы жили в Малайзии, мы каждый месяц выезжали в разные страны, и тогда почти каждый месяц я болела простудой. Иногда из-за частных переездов мне не хватало времени привыкнуть к нашей квартире, и уже нужно было уезжать.

- А сейчас как дела обстоят?

Сейчас таких трудностей нет, мы в России примерно по полгода живем на каждой квартире. Но не нужно уезжать из страны. Ты понимаешь, что ты – гражданин этого государства, ты тут имеешь преимущества.

- Как опыт жизни за границей повлиял на твое развитие?

Например, если в школе мы будем изучать Индию , то уже понятно, что я буду лучше учиться, потому что когда ты видел, то лучше воспринимаешь учебный материал. Лучше запоминаешь, если ты походил по каким-то местам, чем просто прочитал о чем-то в учебнике. Моя бабушка купила для меня много книг про разные страны и читала мне их по скайпу. Мне нравилось слушать истории про Индию, реку Ганг, потому что я тогда там жила.

- А после поездок члены твоей семьи уже не так сильно хотят поехать куда-то?

Мама вроде не очень хочет. Она хочет быть рядом с папой, а папа хочет весь мир объездить.

- Как ты думаешь, детям полезно путешествовать в разные страны?

Когда ребенок маленький (примерно до семи лет), то я не думаю, что ему это очень полезно. В десять лет – самое хорошее время для поездки. Вот сейчас я чувствую, что уже готова к путешествиям.

Фото - фотобанк Лори