Есть милый детский возраст «почемучек», когда ребенок активно познает мир и хочет проникнуть в самую суть вещей. И конечно, эту познавательную активность надо стимулировать, на вопросы отвечать – на том уровне, который понятен ребенку.

Не на все вопросы ребенка надо отвечать

Но бывают совсем другие «почему». «Почему я должна учить этот дурацкий английский! (Решать эту дурацкую задачу! Писать этот дурацкий диктант! И т.п.)»  Это не вопрос. Точнее, это вопрос риторический. Вы, конечно, можете пуститься в рассуждения о том, как важно развивать мозг математикой или как полезен будет английский во взрослой жизни, но заниматься этим стоит в тот момент, когда ребенок расположен вас слушать и принимать ваши доводы. А не тогда, когда он уже два часа сидит над уроками и его все это уже достало.

Важно чувствовать настроение ребенка. Если вы видите, что он раздражен и выражает свое раздражение в вопросительной форме, то худшее, что вы можете сделать – это начать пространно отвечать на его вопросы.

А лучшее? Тут возможны варианты.

  1. Если вы чувствуете, что ребенку нужна поддержка, можно применить активное слушание по Гиппенрейтер. «Представляю, как тебе надоел этот английский». «Задача действительно сложная». «Я в школе тоже терпеть не могла писать диктанты».
  2. Если ребенок совсем измучен, можно дать ему пятиминутную передышку (например, пойти выпить чаю с печеньем).
  3. Если вы видите, что он задает этот вопрос в надежде еще немного оттянуть момент, когда придется приступить к неприятному заданию, то самое разумное – вообще проигнорировать вопрос.

Если же вы начнете отвечать, то:

  1. В первом случае вместо поддержки вы покажете ребенку, что его чувства вас не интересуют, а интересуют только свои (безусловно, верные) умозаключения.
  2. Во втором случае вы утомите его (а заодно и себя) еще больше всеми этими ненужными разговорами.
  3. В третьем случае вы сделаете именно то, чего добивается ребенок – отсрочите выполнение задания, а не того, чего добиваетесь вы – чтобы задание было выполнено.

Кроме того, ребенок и сам прекрасно знает, для чего надо учиться, вы ведь наверняка уже не раз этот вопрос с ним обсуждали. Поэтому на самом деле ответ ему вовсе не нужен. А что нужно? Это всем нам, родителям, и предстоит понять.

Фото - фотобанк Лори