Более года российские школьники изучают астрономию. Для исследования звездного неба в столичных школах установили мобильные планетарии, телескопы и другое оборудование, а «космический» урок стал одним из любимых.
В школе №1354 «Вектор» астрономия вызывает интерес как у младшеклассников, так и у старшеклассников. У первых занятия проходят в школьном планетарии, который представляет собой палаточное сооружение – внутри в темноте мультимедийное устройство проецирует на купол звездное небо, показывает планеты и небесные тела в движении. Для старших классов на уроке проходят занятия с телескопом, с компьютерными программами, моделирующими космическое пространство. «Ни один учебник по астрономии не может передать всю красоту Вселенной, к примеру, показать какие оттенки бывают у звезд. На помощь приходят видеоуроки Московской электронной школы. В МЭШ есть видеофильм «Как ориентироваться в звездном небе», после просмотра каждый школьник влюбляется в астрономию», - поделилась преподаватель астрономии школы №1354 Марина Лазарева.
А вот в планетарии школы №2120 уроки космологии проходят для учеников всех классов. Помимо мобильного планетария в школе есть телескоп и научное оборудование, которое позволяет проводить до 80 астрономических опытов и наблюдений. «Благодаря таким опытам формат урока можно постоянно менять и поддерживать интерес к предмету. Из полезных инструментов для подачи материала можно выделить компьютерные программы - наблюдать за звездным небом можно в любое время суток с экрана монитора», - рассказала преподаватель астрономии школы №2120 Елена Носова.
Новые технологии, и в частности разработки МЭШ, применяются на уроках астрономии в школе №1392 им. Д.В. Рябинкина. Специальные интерактивные доски позволяют использовать весь технологический потенциал ресурса. «С помощью платформы МЭШ дети моделируют астрономические процессы, разбираются с тем, как планеты вращаются вокруг Солнца», - подметил учитель физики школы №1392 Алексей Калякин.
В школе №1368 кроме новых технологий для исследования космоса используют и старые изобретения. Старшеклассников увлекает работа с подвижной картой звездного неба, которая состоит из бумажных частей.
В школе установили телескопы, появились макеты солнечной системы, которые собираются и разбираются на уроках астрономии. Помимо этого, школа участвует в городском проекте «Мобильный планетарий», когда передвижной наблюдательной пункт за звездами устанавливается на время в школе и любой желающий может изучать небо.
Учитель физики Любовь Кушнир считает, что вернуть астрономию в школы было правильным решением:
Изучение астрономии предполагает по большей части практические занятия. Так, в школе №1391 уроки зимой проходят на улице, дети наблюдают за созвездиями через телескоп. Такие занятия практиковались и раньше: до появления уроков астрономии в школе №1391 был кружок по изучению звездного неба, в рамках которого ребятапосещали занятия в ведущих вузах, участвовали в научных конференциях и занимали призовые места со своими астрономическими проектами.
«В нашей школе много детей, увлеченных астрономией. Мы учитываем интересы каждого, помогаем с разработкой идей для проектов, будь то посадка на астероид, автоматическая ферма в космосе или выращивание растений в лаборатории на космическом корабле», - поделилась учитель астрономии школы №1391 Людмила Салобуто. Уроки астрономии не проходят без звездных карт, таблиц, научных фильмов, телескопа и поездок в Планетарий. Ежегодно ребята этой школы участвуют в космических акциях. Недавно на международном конкурсе «Знамя мира в космосе» поэма о космосе, написанная ученицей школы оказалась лучшей. По условиям конкурса поэтическое произведение записали на аудионоситель и отправили космонавтам на орбиту как поздравление с Днем космонавтики.
«При изучении науки о звездах важна проектная деятельность», – считает директор онлайн-школы InternetUrok.ru Ольга Хасякова. – «Она раскрывает творческий потенциал ребенка, дает ему возможность взглянуть на темы из учебника под другим углом. В нашей школе программа изучается дистанционно, дети готовят презентации, рефераты и доклады на астрономические темы – увлекаются наукой через самостоятельное познание вещей».
И ученые, и педагоги отмечают, что преподавание астрономии требует разнообразных подходов: как современных, так и традиционных. Главное, чтобы уроки имели творческий формат. Астрономия развивает воображение и повышает интерес к сферам, где нужно мыслить нестандартно. Человек, представляющий, как устроена Вселенная и как работают законы физики, сможет совершить открытия в науке, применить себя в инженерном деле, внести вклад в развитие космических технологий.
Изучать науку о звездах детям помогают современные технологии и онлайн-ресурсы. Образовательный проект Laba.Media проводит просветительскую акцию «Открытая лабораторная» для всех желающих, в формате видео и тестов объясняет устройство мира с точки зрения естественных наук и развенчивает мифы, которых, как оказалось, очень много.
- Оказывается, каждый десятый участник акции «Открытая лабораторная» верит в «Лунный заговор» и считает, что высадки на Луне не было.
- Солнцестояние и равноденствие путают 50%, ровно, как и каждый второй считает, что Полярная звезда – самая яркая на небе (правильный ответ - Сириус).
- 40% участников уверены, что смена дня и ночи вызвана вращением Земли вокруг Солнца.