У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал:
— Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.
Да будем довольствоваться необходимой пищей и питием, одежонкой нужной, а остальное время будем посвящать душе нашей, постараемся сделать её невестой Христовой. Тогда мы станем достойны того, чтобы называться людьми и земными Ангелами. Если же мы думаем о том, как бы поесть, попить, согрешить, как украсить это грязное тело, которое завтра съедят черви, а не заботимся о своей душе, которая бессмертна, мы не достойны называться людьми.
Святой равноапостольный Косма Этолийский
Совесть – это тихий Божий голос, ощущаемый всяким в сердце своем. Это благодатный голос, одобряющий всякое доброе дело и слово, осуждающий всякое проявление злобы и ненависти, всякую ложь и неправду.
А об этом тихом голосе говорил вам Сам Господь Иисус Христос, как читаем в конце третьей главы Откровения апостола Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и откроет дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною».
А совесть наша будет неумолимым судьей на Страшном Суде Христовом. Тогда и все неверующие поймут, что такое совесть.
Совесть дана от Бога всем, но от человека зависит, слушать ли голос совести и следовать ему, или заглушать этот голос.
Люди, избравшие путь зла, изо дня в день всячески заглушают этот Божий голос, заставляют совесть молчать. И тогда Бог, видящий безнадежность человека для правды, оставляет его погибать, и он становится бессовестным.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Главное, что от тебя требуется: всеми силами старайся сохранить мир с домашними, а если расстроишься, то в кратчайшее время попроси прощения и сама прости. Враг будет стараться отнять мир, не давать просить прощения. А ты его не слушай. Побори его, призывая на помощь Господа Иисуса Христа, т.е. твори молитву Иисусову, пока не поборешь раздражения или гнева, или злопамятства.
Игумен Никон (Воробьев)
Самое великое чудо – это не чтобы мертвый воскрес и не чтобы выздоровел какой-нибудь больной человек. Самое великое чудо, которое происходит каждый день, и мы его видим и живем им, – это вечное воскресение человека. Вот он входит мертвым в Церковь, а выходит совершенно живым. «Ты хочешь увидеть чудо? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст. – Приди в Церковь, чтобы увидеть, как в нее входит волк, а выходит овца; входит человек с черным лицом и душой, а выходит белым, как голубь; входит мертвый, дряхлый, усталый, а выходит маленький ребенок».
Митрополит Афанасий Лимассольский
Человеку для того, чтобы понять, верно ли он преуспевает в духовном отношении, нужно прежде всего испытывать себя, радуется ли он, отдавая, а не принимая.
Преподобный Паисий Святогорец
Заставлять себя хорошо думать о людях, не осуждать их, сострадать им, не радоваться их унижению – это и есть попытки стяжать любовь, хотя ничего заметного еще не сделано. Вся работа происходит внутри, невидимо.
Ты кондитер? Делай свое дело с мыслью о тех, кто будет твои изделия есть. Ты штукатур? Плиточник? Думай о тех, кто будет жить в доме, тобою обустроенном. Водитель, портной, доктор, инструктор по вождению… Это всех касается. Человек должен делать свою работу так, чтобы его благословляли пользователи его трудов. Благословляли, а не проклинали и не злословили. Здесь одним мастерством не обойдешься, поскольку есть мастера жадные, мастера хитрые, мастера, никого не любящие. Здесь нужно к мастерству добавить сердце, заботящееся о клиенте, видящее в нем брата. Вещь элементарная, однако довольно редкая.
Нужно думать о людях и, конечно, думать хорошо. Лишний раз их обижать и жизнь им усложнять не надо. Вспышки раздражения с их стороны стоит гасить благоразумным терпением. Все это любовь, доступная нашей худости. По крайней мере это путь к ней.
Вряд ли нам придется совершить какие-то большие дела. Будем довольствоваться делами маленькими, которыми полон каждый день. Как говорил один из Оптинских старцев: «Святой Герасим был велик – у него был лев. А мы маленькие. У нас кот». И поглаживал при этом котофея, примостившегося у него на коленях.
Протоиерей Андрей Ткачев