Страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС и входящие в Всероссийский союз страховщиков (ВСС), подготовили памятку для россиян, собирающихся в командировку или отпуск в другой регион страны.

Полис Обязательного Медицинского Страхования (ОМС) действует на всей территории Российской Федерации, вне зависимости от того, в каком регионе он был оформлен.

Важно помнить, что, выезжая в другой регион, гражданин РФ сохраняет право на получение бесплатной медицинской помощи по базовой программе ОМС. Базовая программа ОМС действует на всей территории РФ. Территориальные программы ОМС, действующие в каждом конкретном регионе, могут расширять и дополнять Базовую. При этом все, что входит в Базовую программу ОМС, также входит и в Территориальные программы.

Выезжая в отпуск или командировку, важно:

  • Проверить, действует ли ваш полис ОМС, позвонив на горячую линию своей страховой медицинской организации.
  • Если полис ОМС оказался недействительным, необходимо оформить новый, обратившись в любую страховую медицинскую организацию, работающую в системе ОМС.
  • Не забыть взять с собой в поездку документ, удостоверяющий личность (например, паспорт), и полис ОМС. 

ТОП-10 проблем со здоровьем, с которыми сталкиваются граждане РФ в период отпусков*:

  1. Травмы, резаные раны и укусы; 
  2. Солнечные ожоги и тепловые удары;
  3. Пищевые отравления, заболевания желудочно-кишечного тракта;
  4. Острые инфекции верхних дыхательных путей;
  5. Клещевой энцефалит, обострение герпеса;
  6. Обострения стоматологических заболеваний;
  7. Обострения сердечно-сосудистых заболеваний;
  8. Аллергические реакции;
  9. Инородные тела ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, глаз;
  10. Проблемы со здоровьем, связанные с акклиматизацией  

Полис ОМС является вашим идентификатором в системе ОМС и гарантируют получение медицинской помощи в установленном объеме. Если вы заболели в поездке, помните, что, находясь в другом городе или регионе, вы сохраняете право на получение всех видов медицинской помощи, а именно:

  • Экстренной медицинской помощи. Это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента (например, состояния, сопровождающиеся внезапной потерей сознания, кровотечения из магистральных сосудов и другие заболевания) помощь должна быть оказана человеку вне зависимости от гражданства и наличия полиса ОМС[2].
  • Неотложной медицинской помощи. Это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента (например, нестабильная стенокардия, обострение бронхиальной астмы). Неотложная помощь должна быть оказана в любом регионе на территории РФ при наличии полиса ОМС.
  •  Плановой медицинской помощи. Это медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. Плановая помощь должна быть оказана в любом регионе на территории РФ при наличии полиса ОМС. При наличии показаний, врач окажет медицинскую помощь, при необходимости направит на дополнительное обследование. 

 ТОП-10 вопросов и проблем

С какими вопросами и проблемами, связанными с получением медицинской помощи по ОМС в другом регионе, застрахованные обращаются в свою страховую медицинскую организацию[3]:

  1. Обращения, связанные с отказом в предоставлении медицинской помощи при предъявлении полиса ОМС другого региона;
  2. Обращения, связанные с требованием медицинской организации оплатить оказание медицинских услуг, входящих в систему ОМС, при предъявлении полиса из другого региона;
  3. Обращения, связанные с отказом предоставить медицинскую помощь врача-специалиста и/или высокотехнологичную медицинскую помощь по ОМС в другом регионе;
  4. Обращения, связанные с превышением предельных сроков ожидания медицинской помощи при нахождении в другом регионе;
  5. Обращения, связанные с возможностью выбора медицинской организации при обращении за медицинской помощью в другом регионе;
  6. Обращения, связанные с отказом в предоставлении медицинской помощи детям в отсутствии законных представителей или отсутствии доверенности у сопровождающего лица на право дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи ребенку;
  7. Обращения, связанные с отказом в открытии/закрытии больничного листа при нахождении в другом регионе;
  8. Обращения, связанные с возможностью получения медицинской помощи при отсутствии на руках полиса ОМС;
  9. Обращения, связанные с возможность получения стационарного лечения при нахождении в другом регионе и/или возможности перевестись в стационар по месту постоянного проживания;
  10. Обращения, связанные с отказом в оказании неотложной медицинской помощи в связи с тем, что гражданин, находясь в другом регионе, забыл полис ОМС дома.
ПОМНИТЕ! Отказ в предоставлении экстренной, неотложной или плановой медицинской помощи, входящей в Базовую программу ОМС, обоснованный тем, что гражданин получил полис ОМС в другом регионе, – неправомерен.

В случае отказа - обратитесь в страховую медицинскую организацию (СМО), в которой Вы застрахованы, по номеру телефона круглосуточной горячей линии. Он указан в памятке застрахованного, которую Вам выдали при получении полиса ОМС, а также на сайте СМО в сети Интернет. Запишите номер телефона, чтобы он всегда был у Вас под рукой.


[1] По данным крупнейших страховых компаний, работающих в системе ОМС за 2019 год

[2] В соответствии с п.2 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

[3] По данным крупнейших страховых компаний, работающих в системе ОМС за 2019 год