Что такое сок: яд или кладезь полезных витаминов и микронутриентов? Одни врачи категорически требуют избегать соков, другие рекомендуют пить их ежедневно. Нас пугает огромное содержание сахара, риск кариеса, и вообще, «кто их знает, что они туда плеснули», наверняка полно консервантов и пищевых добавок. Корреспондент Материнства посетил завод по производству соков АО «Мултон» в подмосковном Щелково, чтобы во всем разобраться на месте.
Мы надеваем одноразовые халаты из нетканого полотна, шапочки, бахилы. Перед входом в цех обрабатываем руки спиртом, хотя прикасаться к чему бы то ни было категорически запрещено. У каждого на шее передатчик с наушником, чтобы слышать экскурсовода: в цеху будет шумно.
Первое, что нам показывают – пастеризационная установка. Клубок переплетающихся стальных труб разной толщины, то ныряющих в гладкие стальные баки, то выныривающих из них. Идеальная чистота. Соком не пахнет, вообще ничем не пахнет. Можно только воображать, как внутри по этим трубам течёт сок, но самого сока нигде не видно. Процесс полностью закрытый, его контролирует автоматика.
Пастеризационная установка
Концентрированный сок, из которого получают привычный нам напиток, поступает на завод со всего мира. 17% сырья производится в России, остальное в странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, например, манго везут из Индии и Мексики, ананасы из Таиланда, ЮАР и Коста-Рики, апельсины из Бразилии и Израиля, вишню из Сербии и Польши. Фрукты собирают, сортируют и сразу же отжимают сок – важно делать это неподалёку от места сбора, потому что при хранении собранных фруктов витамины и полезные вещества разрушаются.
Ради сокращения транспортных издержек из свежеотжатого сока удаляют воду, превращая его в концентрированный сок, по консистенции напоминающий мёд. Воду удаляют не путём всем известного кипячения (это разрушило бы витамины), а выпариванием в вакууме при температуре 50-60 градусов. В результате сок уменьшается в объеме в 6 раз. Затем концентрированный сок охлаждают до температуры -18 (как ни странно, при этом он не замерзает, но сохраняет текучесть) и транспортируют при этой температуре в любую точку мира.
В таком виде концентрированный сок попадает и на завод в Щелково, на пастеризационную установку. Здесь начинается обратный процесс. Сначала сок нагревают до рабочей температуры, затем возвращают ровно такое же количество воды, которое было удалено, и тщательно смешивают (гомогенизируют), чтобы структура сока стала однородной. Таким образом получают стопроцентный восстановленный сок.
Чтобы удалить бактерии и микроорганизмы, которые могли попасть из воздуха, сок пастеризуют. Пастеризация – это кратковременное нагревание (например, яблочный сок нагревают до 88 градусов на 30 секунд). Более длительное нагревание или более высокая температура разрушили бы витамины. Затем сок охлаждают до 20-30 градусов и отправляют на линию розлива.
Мы оказываемся в огромном цеху розлива. Все кругом грохочет и дребезжит, приходится увеличить громкость наушника, чтобы продолжать слышать нашего экскурсовода. Справа, слева и даже над головой по змеящимся конвейерным лентам едут в разных направлениях пакеты сока. Бабины многослойной упаковки, пока ещё плоской, лежат у стен, готовые к загрузке в упаковочную машину. Сама машина на первый взгляд не представляет собой ничего особенного: большой металлический ящик, в котором что-то громыхает. Но стоит заглянуть в окошко – и зрелище завораживает. Рулон многослойной упаковки разматывается, проходит через ванну с перекисью водорода для стерилизации, сразу же моментально высушивается струей теплого воздуха и заклеивается в трубу с помощью нагретой полиэтиленовой ленты (по ширине подобной ленте роликового корректора). Дальше – самое интересное. Труба легкоузнаваемого дизайна движется сверху вниз, и внутри неё уже находится сок (которого нам не видно), а две мощные стальные руки попеременно схватывают трубу в строго определенных местах, сжимают – и вот уже на конвейер, поливаемый для лучшего скольжения струйкой воды, падают сформированные литровые пакеты с соком. Все это происходит так быстро, что едва успеваешь отследить взглядом движение очередного готового пакета.
Упаковочная линия по производству сока
Конечно, одного сжатия было бы недостаточно, чтобы надежно упаковать пакет. Чтобы понять происходящее, надо чуть подробнее рассказать о составе многослойной упаковки.
- Наружный слой – это полиэтилен, защищающий дизайн упаковки от влаги.
- Затем идет слой картона, на который нанесён дизайн. Картон придаёт упаковке прочность, благодаря ему она держит форму.
- Дальше слой полиэтилена, соединяющий картон с алюминиевой фольгой.
- Алюминиевая фольга защищает продукт от проникновения кислорода, запахов и света.
- Ещё один связующий слой полиэтилена.
- Слой пищевого полиэтилена для герметизации упаковки.
Так вот, в процессе розлива алюминиевая фольга выполняет ещё одну функцию. На нее подаётся кратковременный электромагнитный импульс, в результате чего фольга разогревается и склеивает слои полиэтилена. Пакет с соком становится герметичным.
Если по какой-то причине пакет плохо заклеился, толкатель тут же, на выходе из упаковочной машины, сбрасывает его с конвейера. Все происходит автоматически, рабочему остаётся лишь контролировать работу установки. Открытого продукта не видно нигде, все происходит в замкнутом пространстве машины, без доступа воздуха, а значит, без риска попадания бактерий. Все стерильно. Именно поэтому пакет с соком имеет такой длительный срок годности – целый год.
А вот если вы вскрыли пакет, то производитель рекомендует хранить его в холодильнике и выпить в течение двух дней. Почему так? Да потому, что никаких консервантов в составе нет, и как только внутрь попал воздух, начинается размножение находящихся в воздухе бактерий, и сок может испортиться.
Следующий агрегат наклеивает на пакеты крышечки. Из ящика, где крышечки ерзают и подпрыгивают, как шарики в «Спортлото», они попадают внутрь машины. Точным движением, таким быстрым, что его едва успеваешь поймать взглядом, автомат наклеивает крышки на не замедляющие движения пакеты. Линия разливает 7000 литров в час, а всего упаковочных линий на заводе «Мултон» восемнадцать! И ещё она готовится к запуску.
Между тем пакеты едут дальше, выстраиваются в ряды, задвигаются по 12 штук в коробку из гофрокартона, которая тут же заклеивается и попадает на следующий конвейер. Тут движение замедляется, коробки с соком, плавно покачиваясь, движутся по галерее в соседний цех, где их упакуют в палеты, в простонародье именуемые деревянными поддонами. Автомат поворачивает палету так, чтобы прибывающие коробки становились в разных направлениях, для большей устойчивости. Наконец палета заполняется, и машина отправляет ее к стретч-установке. Пара плавных движений вверх и вниз, одновременно с вращением основания, и вот уже двухметровая стопка коробок обмотана пленкой, как чемодан в аэропорту. Пленка обрезана, и полностью упакованная палета торжественно выезжает на склад.
На складе гораздо тише, здесь ничего не дребезжит и не грохочет. Но терять бдительность не стоит: то и дело мимо проносятся стремительные автопогрузчики. Замирают на месте, поднимая тяжеленную палету под самый потолок, плавно разворачиваются и снова несутся, распугивая клаксоном зазевавшихся журналистов.
Вся информация о виде продукта, его количестве и месте на складе тут же поступает в компьютер, поэтому оператор в любой момент знает, сколько и какого продукта находится на складе. Таких складов на заводе «Мултон» два, между ними проходит железнодорожная ветка, для удобства и быстроты отгрузки. Недаром завод разливает до 2,2 млн. литров ежедневно.
Склад готовой продукции
Самый популярный сок в России – яблочный, хотя по всему миру это, безусловно, апельсиновый. Каждый сок ценен по-своему, и в идеале их стоит чередовать. Так, яблочный сок снабжает калием и усиливает аппетит, апельсиновый повышает иммунитет, грейпфрутовый способствует сжиганию жиров, вишнёвый выводит токсины, а томатный снижает риск раковых заболеваний.
А если вас пугает слишком большое содержание сахара – просто не пейте сок литрами. Согласно рекомендациям ВОЗ, в день взрослому человеку нужно 150-300 мл сока (то есть один – полтора стакана). При такой диете с соком вы получите лишь 5% объема ежедневно потребляемых сахаров. К тому же это не рафинад, а натуральный фруктовый сахар. Один стакан сока по количеству фруктозы равен паре средних яблок. Не так уж страшно, не так ли?