Перед вами глава из книги Василия Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека», написанной в разгар советской эпохи. В те времена считалось, что школа должна не только учить, но и воспитывать. Сухомлинский призывал педагогов воспитывать в детях лучшие качества, основываясь на общечеловеческих ценностях.

Старость не может быть счастьем. Это невежды придумали слова: счастливая старость. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество. Не превращай старости своих дедушки и бабушки, отца и матери в беду. Помня, что и ты будешь старым. Присмотрись внимательно к дедушке и бабушке; таким станешь и ты через несколько десятилетий. Дорожи здоровьем дедушки и бабушки, у них закат жизни, им осталось жить меньше, чем тебе.

Дедушке и бабушке — почетное место в доме. Если решается какое-нибудь непростое и нелегкое дело, первое слово пусть принадлежит дедушке и бабушке.

Не стесняйся и не опасайся поделиться с ними своими радостями или бедой. Они умеют озарять человеческую радость мудростью жизни, и радость сделает тебя вдвойне счастливым. Они умеют утвердить в человеке силу духа. То, что ты обратишься к ним за советом, само по себе для них большая радость. Если дедушка и бабушка живут не в твоей семье, виши им. В старости для человека особенно дорого то, что о нем не забывают. На праздники поздравляй дедушку и бабушку. Забвение — вообще беда, в старости — беда вдвойне. У человека возникает мысль о жестокости окружающих его людей, если он чувствует, что о нем забывают потому, что -знают о приближении его смерти. Внимательно слушай, что говорят тебе, чему учат дедушка и бабушка. Они имеют на это право. Если бы в полной мере почиталась стариковская мудрость, в жизни было бы несравненно меньше юношеской глупости, которая происходит от незнания жизни, самоуверенности, неосмотрительности.

Если дедушка, бабушка оставили после смерти дорогие их сердцу вещи реликвии — свято береги их, передавай своим детям и внукам. Память поколений — это и есть живая история народа.

Уважение к старости Уважение к старости. Photo by Cristian Newman on Unsplash

Я еще раз повторяю: сколько бы мы, старшие, ни заботились о воспитании у детей чувства уважения к уходящему поколению, наших забот будет недостаточно. Это проблема очень тонких нравственных отношений. От того, что доброго, вечного, неугасимо человеческого оставляет уходящий из жизни человек в душе того, перед которым только поднимается пленительное солнце бесконечного дня жизни, зависит нравственное здоровье человеческих отношений, моральная воспитанность вступающего в жизнь. Молодым родителям и будущим родителям мы внушаем мысль о том, что в становлении нравственности их детей очень большое значение имеет духовная связь самого младшего и самого старшего поколений. Если эта связь развивается и крепнет, вы, родители, можете не опасаться за своих детей. Сущность этой связи должна заключаться в том, чтобы старшее поколение пробуждало у детей мысль о радости бытия и о долге человека перед человеком. Мудрая и благородная старость умеет так любить детей, что каждое проявление этого чувства пробуждает у детей любовь к старшим, заботу и беспокойство об их здоровье и благополучии. Задача молодых родителей заключается в том, чтобы оберегать эту мудрую любовь стариков как очень нежную и хрупкую вещь. Добро, которое делает дедушка или бабушка внуку, должно на всю жизнь остаться в памяти как святыня. Я знаю семью, в которой вот уже тридцать лет хранится ручка дедушки. Этой ручкой он исправлял ошибки в тетрадях своих внуков и правнуков. Благодаря помощи дедушки его внуки и правнуки стали прекрасными математиками.

Чуткое, заботливое отношение бабушки или дедушки к внуку всегда выражается в чем-то конкретном. Родителям и учителям надо очень бережно относиться к этим конкретным вещам, долгу, отношениям. Мне известны случаи, когда невнимательность родителей больно ранила ребенка, оставив глубокий след в его душе на всю жизнь.

Хочется сказать родителям: берегите эту хрупкую, красивую и нежную вещь — любовь бабушки и дедушки к внукам, любовь внуков к бабушкам и дедушкам. В этих взаимных чувствах закладываются тончайшие корни человечности. Как грозное напоминание о недопустимости небрежного, а порой и грубого отношения к этим чувствам слушают молодые родители на занятиях родительской школы рассказ о зеленой кастрюле.

Зеленая кастрюля

Каждый вечер Толя идет к бабушке на кровать, и она рассказы­вает ему сказки. А когда от дремоты начинают слипаться его гла­зенки, она берет внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения самые счастливые в жизни мальчика.

Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: «Почему у вас, бабу­ся, грустные глаза?» — но она молчит.

Сегодня Толя проснулся очень рано и увидел: бабушка моет зе­леную кастрюлю и плачет. Мальчик знал, что в зеленой кастрюле мама вари-ла только бабушке.

Когда пришло время обедать, мама налила бабушке суп из зеленой кастрюли и поставила тарелку на маленький столик у по­рога. Там бабушка обедала.

Толе стало очень жаль бабушку. Он сказал:

- Мама, я хочу супа из зеленой кастрюли.

Мама с удивлением посмотрела на Толю и сердито прошептала:

- Не выдумывай.

Толя расплакался.

- Нет, мама, я не выдумываю. Я хочу обедать только с ба­бушкой.

Он ушел из-за большого стола и, сев за маленький бабушкин столик, стал есть суп из ее тарелки.

В комнате стало очень тихо.

Отец и мать положили ложки на стол.

Бабушка плакала.

Надо учить детей и подростков быть чуткими и внимательными к тем сложнейшим человеческим соприкосновениям, которые нередко ранят старческое сердце, если забыть о том, что оно легко ранимо и уязвимо. «Думайте, дети, как будет переживать ваша бабушка то, что вы не навестили ее накануне праздника, — учим мы своих питомцев. — А если навестили, то чтобы в душе старого человека не осталось горького воспоминания — так бывает». Духовная связь детей и подростков с пожилыми людьми как бы обнажает совесть, воспитывает чувствительность к тому, чем живет человек.

Для родителей и учителей, для всех наших воспитанников очень поучительным стало событие, заставившее задуматься над важными, тонкими гранями воспитания.

За селом — лес. На лето сюда вывозят колхозную пасеку. Хозяин на пасеке — дед Матвей. Живет он в маленькой белой хатке. На зеленой лесной поляне ровными рядками стоят ульи. С утра до ночи над пасекой звенит удивительная музыка. Как будто кто-то прикасается к невидимым струнам, и они тихо звенят, звенят...

Однажды на пасеку пришли два дедушкиных внука — 10-летние близнецы Коля и Вася. Они принесли дедушке белую вышитую рубашку — подарок матери. Дедушка угостил внуков медом. Но дети почувствовали, что хочется дедушке пробудить в их сердцах чувство изумления дивной музыкой — пчелиной игрой — так называл дед Матвей несмолкаемое жужжание пчел.

«Прислушайтесь, дети, какая она, эта музыка, — говорил дед. — Как будто к золотым крыльцам пчелиным прикасается солнечный луч — играет, играет...»

С того дня Коля и Вася часто стали бывать на пасеке. Пройдет день, два — и мальчики приходят к дедушке. Как всегда, дедушка угощает их медом. Но дети чувствуют: он ревниво наблюдает за ними, слушают ли они пчелиную игру?

Прошло лето. Приближалась осень. Пчелы уже не приносили меда. Пришли мальчики на пасеку, а дедушке нечем угостить их, весь накачанный мед отвезли накануне в колхозную кладовую. Опасался дедушка: вот теперь внуки перестанут ходить на пасеку. Когда они расставались в тот первый день без сладкого'угощения, на глазах старика блестели слезы. Тонко чувствуя духовный мир дедушки Матвея, внуки поняли, что его волнует.

— Дедушка может подумать, что мы приходили на пасеку из-за угощения, — сказал Коля, когда они возвращались домой.

— Разве дома меда нет? — взволнованно продолжал его мысль Вася. — Ведь мы ходили к нему, к дедушке. Мы ходили слушать пчелиную игру, а не мед есть...

К большому удивлению деда Матвея, внуки пришли не через день, не через два дня, а уже на следующий день.

— А ведь меда-то нет, — заикнулся было дедушка. Но Коля и Вася сказали с обидой:

— Дедушка Матвей, разве мы за угощением приходили? Мы к вам в гости приходили... Расскажите еще о пчелиной игре... Вы так хорошо рассказываете, с вами так хорошо слушать пчелиную игру...

До сумерек мальчики оставались на пасеке, они напекли картошки, угостили деда. Самой большой радостью для них было общение с дедом Матвеем. Дед это чувствовал, у него как будто крылья росли. До глубокой осени, пока ульи не перевезли в зимний омшанник, дети ходили в гости к деду Матвею.

Этому надо учить — учить делать добро и приобретать тонкое чувство потребности в человеке — старом, мудром, многоопытном.

Для уроков чуткости и человечности — безграничное поле, как безграничны человеческие отношения. Мы специально поучаем маленьких детей, как относиться к щедрости, бескорыстию, хлебосольству бабушек и дедушек. Чуткое отношение к этим душевным порывам приносит старикам большую радость.

Наш педагогический коллектив очень озабочен тем, чтобы взаимоотношения детей и уходящего поколения были проникнуты сердечностью, захватывали индивидуальный мир и ни в коем случав не приобретали характера очередной кампании или мероприятия. Как огня опасайтесь того, чтобы встреча школьного коллектива с уважаемым, заслуженным человеком не превратилась в красивый спектакль, а забота о стариках — в выполнение повинности. Отношения с пожилыми людьми должны быть только сердечными. От того, как относится ребенок к уходящему поколению, в решающей мере зависит, каким он станет гражданином.

Учить человечности — самое сложное и невероятно трудное дело. Это значит утвердить уже в маленьком ребенке потребность в друге, дороже которого нет на свете. Одной из величайших радостей ребенка должно быть просто общение с человеком: я пришел к тебе потому, что не могу жить без тебя. К сожалению, бывает иначе.

Среди моих воспитанников было несколько равнодушных мальчиков. Трудно было их воспитывать. В силу самых разнообразных причин сердца у них были оледеневшие, равнодушные. Невозможно было думать ни о каком воспитании, не растопив этот ледяной панцирь, не пробудив мысли о том, что рядом с ними — люди и у каждого — свой мир, достойный уважения и неприкосновенности. Чтобы проникнуть в эти сердца, я поехал со своими воспитанниками в дом для престарелых. Мои мальчики увидели там отделение, в котором живут старики, не имеющие достаточно сил даже для того, чтобы обслужить себя: сесть за стол, выйти из комнаты.

Вид этих стариков поразил моих воспитанников. Дети спрашивали у меня:

— Они больны?

— Нет, не больны. Они стары, очень стары. Старость — это самая неумолимая болезнь, от которой не выздоравливают. К тому же они и одиноки... у них нет близких... ну, таких людей, которые бы хотели отдать им свои силы и рассеять их одиночество. В сущности, они и беспомощны и бессильны потому, что одиноки. Если бы у каждого из этих безучастных дедушек и бабушек был любимый человек, они были бы бодры, жизнерадостны, они ухаживали бы сами за собой. Одиночество и безнадежность делают человека бессильным...

— Значит, они живут здесь... живут здесь только для того...- — сказал самый трудный, самый равнодушный мой мальчик Петро, сказал только часть своей мысли, побледнел и не находил в себе сил, чтобы высказать то, что в эти мгновения потрясло его. Мне пришлось закончить его мысль:

— ... только для того, чтобы умереть. Весь ужас их положения в том и заключается, что они знают: нас привезли сюда для того, чтобы мы здесь умерли...

— Но... как же это может быть? — спросил изумленный Петро. — Почему же так бывает?

Я не опасался того, что перед моими питомцами открылась мрачная страница человеческого бытия. От этих страниц никуда не уйдешь. Я был рад, что сердца моих самых равнодушных, самых трудных открылись перед человеческим миром.

Если вы хотите, чтобы питомцы ваши задумались над смыслом бытия, над целью жизни, над нравственными ценностями нашего мира, над тем, что у каждого должен быть безгранично родной, дорогой человек, что, если этого нет, жизнь может превратиться в ад, а старость в великое горе, если вы хотите, чтобы эти воспитательные замыслы стали реальностью, пусть они посмотрят в глаза тем, кто знает, что он никому не нужен.