Учителя сильнее многих других специалистов подвержены выгоранию. Особенно это заметно сейчас, в сложный период дистанционного обучения. Для того, чтобы поддержать учителей, рассказать им больше о проблеме и поделиться историями ее успешного разрешения, Яндекс.Учебник провел круглый стол «Выгорание учителей». Спикерами стали педагоги, директора школ, исследователи проблемы и HR-специалисты. 

По итогам учительского голосования в мартовском интенсиве «Я Учитель» выяснилось, что проблема профессионального выгорания — одна из ключевых для педагогов. Постоянная усталость и стресс мешают учителям получать удовольствие от работы, поэтому им особенно важно знать, как с этим справляться.

Выгорание может навредить и самому учителю, и его ученикам, и школе в целом, уверен Юрий Шатров, руководитель практики DIGITAL ASSESSMENT ЭКОПСИ. В этом состоянии педагог не просто непродуктивен и старается уклониться от работы. Он может нарушать нормы этики, конфликтовать. Ученики начинают чувствовать, что учитель их обесценивает, не видит в них личность. Сам преподаватель из-за выгорания может впасть в депрессию и заработать проблемы со здоровьем. Если ничего не предпринять, школа потеряет такого учителя: он либо сам уволится, либо станет настолько некомпетентен, что с ним придется расстаться. Самое печальное, что проблема выгорания в той или иной мере касается практически всех учителей.

Профессиональное выгорание учителей Photo by Timothy Dykes on Unsplash

У педагога есть профессиональный календарь, — рассказывает Тимур Алексеев, учитель истории из Москвы. — Сентябрь — воодушевление, ты проводишь первые уроки, дети смотрят на тебя с горящими глазами и ждут чего-то нового и интересного. В октябре после каникул начинаются неурядицы, а к декабрю, когда световой день становится совсем коротким, и у всех осенне-зимняя хандра, начинается депрессия, и учитель с нетерпением ждет каникул.

Педагоги обсудили собственный опыт выгорания, чтобы понять, в чем конкретно заключается проблема. «Выгорание – это когда ты начинаешь терять в себе человека», — заметила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №18 г. Санкт-Петербурга Елизавета Капустина. И коллеги с ней согласились: сложности у учителя возникают, когда он начинает воспринимать ученика как объект обучения, а не как отдельного человека со своими эмоциями, проблемами, характером. Но и учитель тоже человек: важно, чтобы ученики об этом помнили. 

Когда ты приходишь в школу, тебе приходится, по внутренним причинам и из-за общественного давления, переставать быть собой. Переставать жить так, как ты жил раньше, потому что учитель должен транслировать некий образ коллегам и ученикам. А что, если я иду в пятницу вечером с авоськой, в которой лежит торт и пара бутылок вина? Они ведь могут не понять, ведь алкоголь – это плохо. И когда человек начинает заниматься этими самоограничениями, самобичеванием, это способствует тому, что он разочаровывается и в себе, и в профессии. Одна из главных задач молодого учителя - помнить, что мы в первую очередь являемся людьми, взаимодействуем с живыми людьми, а, значит, мы сами должны быть живыми, – отметил Кирилл Загустин, учитель истории и обществознания, создатель телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович».

Другой аспект выгорания — когда учитель перестает разграничивать личное и профессиональное. Это особенно характерно для молодых педагогов — они много времени проводят в школе, задерживаются на работе, вовлекаются во внеурочную деятельность, принимают близко к сердцу сложности детей. Все это вкупе с ощущением недооцененности ведет к психологическому кризису, который может превратить работу в ад.

Учителя поделились опытом преодоления профессионального выгорания:

  1. Важно находить поддержку среди коллег: общаться с ними, просить помощи, когда нужно, и помогать самому. 
  2. Важно помнить об идее, с которой педагог пришел работать в школу. С какими целями учитель пришел в профессию? Почему они не потеряли актуальности?
  3. Не гнаться за деньгами. Столичные учителя получают хорошую зарплату, но это не повод идти в профессию. Если мотивируют только финансовые возможности, выгорание может наступить очень быстро.
  4. Важно выстроить личные границы. Когда начинаешь анализировать свое состояние и «дружить» с самим собой, вероятность выгорания снижается.
  5. Чтобы не выгорать и сохранять бодрость духа, нужно выстраивать образовательный процесс на основе равенства с учениками. Маркер выгорания — когда учитель перестает воспринимать учеников как отдельных личностей, а беспокоится только о том, сделано ли домашнее задание.

В борьбе педагогов с эмоциональным выгоранием важна роль руководителя, считает Анна Зырянова, основатель движения SelfMama. По ее словам, чем больше руководитель общается с людьми, тем лучше чувствуют себя подчиненные. Начальник — главный психотерапевт для любого работника, в том числе и для педагога. Руководителю важно мотивировать своих сотрудников, заниматься их развитием, обучать навыкам планирования и организации работы. Еще один совет из мира управления персоналом — создать в школе клуб, где учителя могут общаться на разные темы, не связанные с профессией. Это помогает им справляться со стрессом.

Своим опытом борьбы с проблемой эмоционального выгорания в масштабах школы поделилась директор московской школы №2065 Наталья Файдюк. Она рассказала об эффективной работе над атмосферой в коллективе: тимбилдинг, формирование общешкольных традиций и системы наставничества, введение корпоративных интеллектуальных поединков, взаимное посещение уроков и их обсуждение, консультации психолога, личные встречи педагогов с директором. Для учителей создают спортивные секции, проводят «взрослые» экскурсии, организуют мастер-классы и лекции на темы, не связанные с профессией (мастер-классы визажиста-косметолога, уроки кулинарии, консультации диетолога). Директор нижегородской школы №131 Ирина Борякова добавила, что для руководителя важно лично разговаривать с педагогами, приходить к ним на уроки, формировать атмосферу доверия. 

В программе «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник началась диагностика выгорания учителей. Педагоги могут пройти тест и узнать, насколько они эмоционально устали. Тест полностью бесплатный, он будет активен с 19 октября по 19 ноября. По итогам теста будет предложен список рекомендаций по профилактике выгорания, в том числе курс «Эмоциональное выгорание у педагогов» тоже полностью бесплатный.