В пандемию россияне увеличили расходы на содержание домашних животных – стали покупать для них больше товаров (аксессуаров, наполнителей, одежды и пр.). При этом расходы на услуги ветеринаров сократились. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.

С 2019 года доля россиян, у которых в домохозяйстве есть питомцы, выросла до 49% (рост на 5 п.п.). Кошка – по-прежнему самое распространенное домашнее животное: она есть у 35% россиян. Каждый четвертый (23%) имеет собаку. Беспородные кошки и собаки встречаются у россиян чаще, чем питомцы с родословной. Птиц, мелких животных, аквариумных рыбок и экзотических питомцев заводят существенно реже.

Какие или какое именно у вас есть домашнее животное? 

%

Кошка

35

Собака

23

Птицы

4

Мелкие животные (кролики, хорьки, хомячки, морские свинки, черепашки и т.д.)

3

Аквариумные рыбки

2

Экзотические животные (рептилии, змеи и т.д.)

1

Другое

1

Нет домашних животных

51

Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.

Портрет типичного владельца домашнего животного в России: женщина, проживает в городе в одном из российских регионов, имеет семью, уровень дохода – средний или ниже среднего.

Домашние животные Photo by Louis-Philippe Poitras on Unsplash

Самые большие статьи расходов при содержании домашних животных – на корма, ветеринарные товары и услуги. Так, покупать питание и пищевые добавки животным приходилось 75% хозяев, а лекарства и консультации ветеринара – 44%. При этом за пандемию непосредственно к услугам ветеринара владельцы домашних животных стали обращаться реже.

Вырос спрос на сопутствующие товары для животных – одежду, аксессуары, игрушки. Их покупали 37% владельцев домашних питомцев.

Обычно расходы семьи на содержание всех своих домашних животных не превышают 2 000 рублей в месяц. Свыше 5 000 рублей в месяц тратят только 4% хозяев. Наибольшие траты на домашних животных – у жителей российских столиц.

Отсутствие времени на уход – самая популярная причина, по которой россияне не хотят заводить животных (34%). Среди других популярных причин – проблемы со здоровьем (20%), нежелание терпеть нечистоту, шерсть и запах (18%), отсутствие места в доме (15%), проблемы с передержкой питомца (14%).

Мария Карпова, эксперт Аналитического центра НАФИ:

«Традиционная роль домашних животных – охрана жилья, ловля мышей, охота – давно отошла на второй план. Сейчас питомцы перестали быть просто “собственностью” хозяев, многими они воспринимаются как полноценные члены семьи. Особенно отчетливо эта тенденция видна на размере трат на содержание домашних питомцев. Россияне готовы в чем-то себе отказать, но не экономить на своих любимцах.

За пандемию увеличились расходы на одежду, аксессуары, игрушки для животных. Это связано в том числе с ростом числа владельцев животных, ведь для нового члена семьи одномоментно закупаются все вещи, чтобы быт животного был максимально комфортным и веселым.

Глобальная тенденция на гуманизацию отношения к домашним животным ведет к увеличению спроса на товары для животных, в том числе товары не первой необходимости. Рынок зоотоваров и услуг оказался в числе отраслей, наименее пострадавших от пандемии, и мы ожидаем дальнейшего роста в этой сфере».