Психолог-педагог и руководитель Центра психологической поддержки и психокоррекции в Санкт-Петербурге Анна Рязанова рассказала, какими главными качествами обладает настоящий педагог и что никогда он не сделает в отношении детей.
Сейчас год педагога и наставника. Важно понимать, что педагог – это всегда наставник. Это человек, который чувствует детей, которые должны вырасти и в этом становлении принимает непосредственное участие. Именно от него многое зависит, то есть от этого уровня самоосознавания начинается поведение педагога дальше. Естественно, знание, или компетентность, человека в данной области должно быть живым, то есть должна быть любовь к этому знанию. Поэтому, говоря о том, что педагог – это призвание, следует понимать большую работу над собой и определённый комплекс личных качеств.
Действительно, хороший учитель никогда не будет ненавидеть то, о чём говорит, не будет разочарован в той науке, которую он представляет, и никогда не будет останавливаться в процессе познания. То есть учитель будет сам познавать и углубляться ради тех, кому он что-то преподаёт, чтобы процесс преподавания был максимально творческим, интересным и результативным.
Photo by Immo Wegmann on Unsplash
Также хороший учитель никогда не будет оскорблять, сравнивать учеников и сталкивать их, говоря, например: посмотрите, как Петров хорошо делает, пишет, говорит..., а вы все ничтожества. Потому что хороший педагог понимает, что каждый человек уникален, индивидуален. Он будет видеть в каждом ребёнке личность, будет возвышать каждого ученика по его способностям, подсвечивать их и мотивировать на развитие. А оскорбления, унижения, сравнения накладывают отпечаток на процесс познания, тормозят его. И у учителя, который пользуется такими «методами», дети вряд ли захотят учиться, перенимать что-то. Более того, методы сравнения и обесценивания сеют нездоровую конкуренцию в классе, демотивируют половину учеников. Часть из них будет получать знания не для процесса познания, не потому, что им интересно, а для того, чтобы обогнать кого-то, что негативно скажется на усвоении и применении этих знаний.
Хороший педагог никогда не будет унижать и манипулировать другим человеком. Будь то ученик или кто-то другой. Невозможно быть на работе хорошим учителем, а дома расхлябанным человеком, которому абсолютно ничего не интересно. Это все считывается автоматически. Учителя не будут разделять свою жизнь на сугубо профессиональную и ту интересную, которая у них есть. Педагог – это целостный образ жизни, а не разделение. Тут умение вмещать этот подход отличает настоящего хорошего учителя.