Самодельные игрушкиСтоль символическое название для статьи выбрано не случайно. Именно так можно назвать то, что своими руками создают для детей их родители и воспитатели. Взрослый берет лоскут ткани и несколькими движениями превращает его в зайца с зайчатами, в белку, мальчика, или старушку, а потом придумывает о них самые увлекательные истории. Это и есть тот таинственный момент, когда детская фантазия одушевляет лоскуток ткани, делает его живым существом со своим "характером и манерами". Тогда рождается тонкая связь между малышом и взрослым, которому открываются некие тайны мира детской игры и фантазии. И это не имеет ничего общего с рынком игрушек и миром бизнеса.

Тайны тряпичных кукол

Нынешние взрослые (мамы и педагоги - те, с кем доводилось обсуждать тему детской игры на семинарах и в частных беседах), вспоминая свое детство, рассказывают о своих детских играх. И самые яркие воспоминания - об играх на чердаке в бабушкином доме с разной домашней утварью и тряпками, которые в играх обретали новую жизнь, о целых семьях куколок из соломы, о найденных на прогулке шишках и их удивительных превращениях в маминых руках, о тряпичных куклах и самодельных волчках.

Что же такое таится в самодельных игрушках? Это нечто, благодаря чему они стоят особняком среди прочих игрушек, абсолютно отличаются от изготовленных промышленным способом. Присмотревшись к процессу сотворения тряпичной куклы, вязанного мячика или кораблика из куска коры, можно заметить одну интересную особенность. А именно, что взрослый увлечен, поглощен именно ЭТОЙ вещью, именно ее сотворением. Вместо бездушного конвейера есть тепло и забота человеческих рук. Будь то простая узелковая игрушка или сложная в изготовлении тряпичная кукла - в нее вложена часть души, и опыт в рукоделии здесь не имеет значения.

Нередко на методических занятиях в группе встречаются одна - две участницы, которые проявляют активность во время теоретической части, а в начале практической говорят: "Я в жизни ничего не шила, вязать-мастерить не умею, у меня вообще не ничего никогда не получалось! Попробую, сделаю и вам тут оставлю". Каково же бывает их удивление, когда из-под рук выходит ладная, теплая и уже любимая игрушка. Дорогая, как собственное дитя. И вот через некоторое время можно услышать следующие наблюдения: "Тяжеленькая, мягкая, теплая кукла пробудила у моих детей удивительную привязанность. Пришлось сшить еще одну. Как приятно видеть, как они играют, ухаживают за куклами и, уютно устроившись, засыпают, крепко прижимая к себе".

Когда ребенок видит, как создается игрушка или знает, кто ее сделал, между ним и "мастером" возникает особая связь. Шерсть, ткань, дерево - настолько простые материалы, что у малыша не возникает желания посмотреть, что там внутри. А если случилась поломка или игрушка "заболела", то ее легко вылечить-починить (в отличие от большинства пластиковых игрушек). А ведь это так важно - душевная привязанность и возможность не расставаться с любимыми игрушками.

Парадоксы "любви"

В процессе игры зачастую вдруг обнаруживается нехватка того или другого персонажа или предмета. И забота о наличии всего необходимого у любимого чада подталкивает родителей к покупкам очередных игрушек. Но, может быть, стоит на минуту задуматься? В этом ли заключается деятельная любовь? Ведь всем нам в жизни не раз встречались ситуации, когда именно отсутствие необходимого заставляло творчески отнестись к процессу - придумать, изобрести недостающее, сделать из подручных средств. Дети часто именно так и поступают, если им не мешают взрослые своим поспешным финансовым участием и обещаниями.

K сожалению, в наше время обеспечение ребенка игрушками все больше связывается с наличием средств и бессистемными покупками все новых и новых игрушек. При этом родители очень часто сетуют на краткий интерес к, казалось бы, желанным вещам, на их недолгую жизнь в исправном состоянии и необходимость новых покупок. В чем же дело? Не в нашей ли душевной лености? Ведь то, как ребенок примет игрушку, какой импульс, какое направление даст игре, во многом зависит от родителей. Главный мотив взрослых: игрушка до мелочей должна повторять настоящую вещь. А ребенку остается только наслаждаться ее совершенством. "Я такого совершенства достичь не в состоянии, да и зачем? Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь - пирожник. Игрушки надо покупать!". Вот и получается, что мы обеспечиваем малыша игрушками, в которых не чувствуется человеческого труда, и в которых все уже продумано и проделано за ребенка: паровозик сам ездит, музыка играет, кукла сама говорит и смеется, у нее есть наряды, украшения и все необходимые мелочи для дома, она не нуждается в заботе и опеке.

Между тем истинное участие, соответствующее детскому подспудному ожиданию и глубокой душевной потребности заключается в другом. В проявлении родителями собственной выдумки, изобретательности, и не на словах в виде умных советов, а на самом что ни на есть практическом деле, что называется, здесь и сейчас. Когда в присутствии ребенка изготавливаются игрушки, которые потребовались для игры, то такое деятельное участие в его детской жизни малыш ощущает как заботу и участие по отношению именно к нему. Способность сотворить недостающее из подручных средств - это ценнейшая особенность детской деятельности. И именно это умение превращать дети ценят во взрослых больше всего.

Выберем ли мы простую куклу, зверушку, машинку - игрушку, снабженную минимумом деталей, без излишних подробностей и технических возможностей? Отважимся ли сами сделать для ребенка ветряк-вертушку или куклу, лук со стрелами или фонарь? Чаще всего нет. В результате получается, что потребительское отношение к жизни, бездеятельность и леность мы закладываем в своих детях сами. А ведь возможен и другой подход: "Да, мир несовершенен. Но его можно делать лучше, удобнее, уютнее, и я помогу тебе в этом". Руководствуясь этим принципом, двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать то, чего еще нет. Именно создание того, чего еще нет, и называется творчеством. Двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать что-то. Тут не обойтись без фантазии. Не хватает тарелочек - тарелками будут ореховые скорлупки. У куклы должна быть своя куколка - сделаем из носового платка или ниток. Машинисту поезда нужен дом - не беда, что нет готового, им станет раскрытая книга, укрытая лоскутом ткани, а кроваткой - еще один лоскут, свернутый в рулончик.

Новые приключения покрывала

Давайте уже сегодня сделаем первые шаги на пути к новой, интересной домашней жизни, наполненной фантазией.

Первое: мы предлагаем вам пересмотреть то, с чем играет ваш ребенок. Вы с удивлением можете заметить, что это могут быть и не игрушки, а что-то из домашнего имущества или кажущегося мусора. Если ничем таким он в своей игре не пользуется, то вам есть над чем поработать! И это замечательно! Сколько нового и интересного вам откроется! Подумайте, что вы можете разрешить малышу брать для игры или передать в детское пользование насовсем.

Итак, все, что вы намерены смастерить или приспособить для игры - это игрушки, хотя их и не встретишь в продаже. Более правильное их название - игровые материалы:

  • лоскуты однотонных тканей красивых оттенков разных размеров - от довольно больших до очень маленьких;
  • подушки и подушечки;
  • столы, стулья и скамейки;
  • чурбаки из веток и древесных стволов различных размеров и форм, изогнутые сучья, коряги, обработанные наждачной бумагой и воском;
  • шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки, пучки веток или соломы, разложенные по небольшим корзинкам-коробочкам;
  • корзины, непряденая овечья шерсть, шнуры, сплетенные или связанные из пряжи.


Добавьте к этому списку многое-многое другое, что может становиться игрушками по воле фантазии ребенка. Ветвистый сук может стать рогами оленя, а если на него накинуть коричневый или зеленый лоскут, то он будет горой. Кусок коры может быть корабликом, рубанком, педалью автомобиля или крышей домика. Лоскут темно-синей ткани становится озером, а если его свернуть в узкую полоску, то полотном железной дороги. А если это маленький лоскуток, то он может стать бельем для кукольной кроватки, плащом для куколки, а в опытных руках - волшебным образом превратиться в узелковую куколку или зверушку. И это лишь несколько возможных идей.

То, что эти предметы оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных чудо-превращений - их главный признак и несомненное достоинство как игрушек.

Список достоинств можно продолжить. Для игры с такими игрушками практически не существенен возраст ребенка. А в том, как ребенок с ними играет, становясь все старше, как раз и проявляется его развитие - игрушки растут и развиваются вместе с ним, обретая все более совершенные игровые образы. Столы, стулья и ширмы, покрывала и лоскутки, коряги и чурбачки - все они дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме.

Разнообразные мелочи по желанию или по необходимости, как бы сами по себе, без директивных указаний взрослого, упражняют малыша в сериации[1] и классификации[2]. Например, деревянные столбики при возведении построек выстаиваются от самого низкого до самого высокого, а при ежедневной уборке волоей-неволей приходится сортировать на группы и раскладывать по местам перемешавшиеся орехи, каштаны, ракушки, скорлупки и пр. Эти же предметы могут играть роль вкладышей для коробок форм[3], в качестве которых используются разнокалиберные коробочки с крышками. Огромное разнообразие и сложные нюансы движений, которые ребенок непрерывно осуществляет при обращении с таким разнообразным материалом, упражняют крупную и мелкую моторику так, как это не могут делать многие направленные на это специализированные методики.

Примечания:
[1] Сериация - выстраивание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания.
[2] Классификация - разбиение предметов на группы.
[3] Коробка форм - предмет для игры, в ходе которой малышу нужно проталкивать фигуры (вкладыши) через прорези, соответствующие этим фигурам по форме. Обычно для этого используется коробка или другая емкость с прорезями в стенках или крышке
.

В богатстве и разнообразии опыта восприятия никакая промышленность не сравнится с природой. Цвет, фактура, тяжесть, легкость и многие другие свойства могут быть пережиты ребенком и освоены в непосредственном эмпирическом опыте, а не теоретически.

Большинство необходимых вещей можно найти на прогулке в саду, в лесу, у моря, или же в бабушкином сундуке, а иногда даже за обеденным столом. Таким образом, появление игрушек в доме не требует значительных материальных затрат и сохраняет дом от засилья игрушечного хлама.

В дополнение ко всему этому очень здорово, если ребенок получает игрушки, созданные теплыми родными руками мамы или папы. В наш век дефицита тепла человеческих отношений это становится особенно актуально.