Три в одном: всесезонное средство передвижения, способ борьбы с лишним жиром и прекрасное развлечение. Наконец-то можно достать из чулана велосипед!

Не зря полмира передвигается на велосипедах, оставляя машины больным и слабым. Москва и другие российские мегаполисы, увы, пока плохо приспособлены для велосипеда как полноценного средства передвижения. Однако для велофитнеса, туризма и прогулок мест, к счастью, вполне достаточно. Так что по седлам!

Стройность на колесах

Распространенное заблуждение: у велосипедиста работает только передняя часть бедра. На самом деле при интенсивной езде, особенно по пересеченной местности, работает все тело.

Еще один стереотип: будешь много кататься – заполучишь огромные бедра. Если у вас нет анатомической предрасположенности – даже не надейтесь!

Руки и плечи велосипедиста постоянно тренируются, удерживая руль, ведь у нас даже на шоссе трясет прилично. А на подъеме в 5-100 спина и руки устают чуть ли не сильнее, чем ноги, так как тянут руль вперед.

Работают и икры, ведь на педали давит основание пальцев ног. Серьезные любители маунтинбайка используют контактные педали - для них нужны специальные велотуфли с защелками («шипами»). Тогда нога не только давит на педаль, но и тянет ее вверх при помощи мышц икры. Про ягодичные мышцы можно даже не упоминать – без них ноги не смогут работать интенсивно.

Правила велотренировки довольно просты. Сначала обязательна 15-20-минутная разминка, особое внимание – коленным суставам. Чтобы они работали в оптимальном режиме, педалируйте с частотой не ниже 80 оборотов в минуту. Для этого переключайте передачу вниз как можно позже. И контролируйте пульс: нужно, чтобы он составлял не более 65-75% от максимального (220 минус ваш возраст). Эксперименты с высоким пульсом небезопасны.

Изобретаем велосипед

Его действительно изобретают до сих, поэтому разновидностей очень много. Выбор велосипеда может сам по себе превратиться в увлекательное приключение.

Прогулочный, он же сити-байк – комфортный и простой в обслуживании агрегат для спокойного катания. Седло мягкое, широкое, иногда с амортизацией. Покрышки почти гладкие. Бездорожье, спуски и подъемы этот велосипед не потянет.

Шоссейный – такие вы во множестве видите по телевизору во время трансляции гонок, например, Тур-де-Франс. Легкая рама, узкие колеса диаметром 700 мм, тонкие шины шириной до 28 мм, специальный руль с перепадом («баранка»). Весит такой велосипед всего 9-10 кг. Он изготовлен для скоростного передвижения по качественному асфальту. Новичок с шоссейником не справится: велосипед жесткий и очень маневренный. Да и хорошего асфальта у нас практически нет.

Горный, он же маунтинбайк, или MTБ – пожалуй, самый популярный в нашей стране. Его легко узнать по колесам диаметром 26 дюймов (650 мм) с широкой агрессивной резиной. Модели различаются в зависимости от вида езды:

Кросс-кантри предназначен для скоростных гонок по пересеченной местности. Его отличает минимальный вес. Велосипед может иметь амортизационную вилку, заднюю подвеску, дисковые тормоза и прочие навороты, но они не обязательны.

Даунхилл – для любителей скоростного спуска с гор. Очень специфическая модель: тяжелый, монстроподобная рама, длинноходная подвеска, дисковые тормоза, широкая резина. Заехать на подъем, даже самый пологий, на нем крайне тяжело

Фрирайд создан для езды по сильно пересеченной местности, но без гонок.

Триал предназначен для преодоления препятствий. Еще одна очень специфическая машина.

Если гор и холмов на маршруте не предвидятся, можно пересесть на:

Туристический - для долгих поездок. Этот велосипед похож на шоссейник, но рама прочнее и жестче, а колеса шире (до 38 мм). На него можно ставить багажник. Часто комплектуется дорогими гидравлическими тормозами: при путешествии с тяжелым грузом сзади тормозить надо сильно и резко.

Гибрид – удачная попытка совместить горный и шоссейный велосипеды. Подходит для комфортной езды в городе, загородных поездок, велотуризма. В отличие от МТВ, диаметр колеса 700 мм, а в отличие от шоссейника, ширина шин 38-40 мм. У гибрида лучше накат, чем у горного, поэтому легче держать скорость при езде по прямой.

BMX – для акpобатической езды по специально подготовленной трассе. Очень крепкий велосипед с небольшими колесами для трамплинов, трюков, прыжков.

Между нами, девочками

Покупая велосипед, выбирайте удобное седло. Комфорт зависит не от мягкости (для этого придуманы велошорты), а от подходящей лично вам анатомии седла. Есть специальные женские модели, расширенные в некоторых частях. Их надо покупать отдельно, да и будет ли на таком седле комфортнее – вопрос индивидуальный. На некоторых горных велосипедах стоит обозначение WSG - специальная женская геометрия.

Позаботься о…

…голове…

Велошлем – не пижонство, а техника безопасности. Скользкий участок или камень под колесом могут попасться везде, и обязательно в самый неподходящий момент. Не гадайте, когда это случится, а привыкайте к шлему. Самый простой обойдется в 40-50 долларов, и при случае он спасет жизнь и здоровье не хуже дорогого.

…мягком месте…

Еще одна обязательная вещь - велошорты с вшитой мягкой вставкой («памперсом»). Многослойный «памперс» из специальных материалов смягчает сидение, впитывает и выводит наружу пот, позволяет коже дышать. Ох, как чувствуешь необходимость в нем уже через 10 км! Вариант для тех, кто стесняется своих ног, – широкие бермуды, внутри которых вшиты облегающие велосипедки с «памперсом».
Выпускаются специальные анатомические женские модели, но их в России почему-то труднее найти, чем мужские. Некоторые продвинутые девушки обходятся мужскими велошортами маленьких размеров. Велосипедки из качественной лайкры обойдутся в 30-50 долларов.

…и о том, что между ними

Майку можно купить вместе с шортами, подходящую по цвету и дизайну. Летом можно обойтись простым хлопком, но все-таки предпочтительны современные материалы, хорошо выводящие пот, например, Duotech (Asics), Meryl (Odlo), ClimaCool (Adidas), Dry Fit (Nike), Hidromove (Reebok), Coolmax (Brooks).

Если вы не пользуетесь контактными педалями, достаточно обычных кроссовок с жесткой подошвой. Перчатки могут быть короткими, открывающими кончики пальцев, или длинными, которые полностью защищают кисть руки.

Осенью и зимой требования к одежде усложняются. Вместо шорт нужен обтягивающий комбинезон с тем же «памперсом». Сверху – толстовка или куртка, в холодную погоду под все это понадобится термобелье.

Комбинезон может быть утеплен (например, микрофлисом) и иметь специальные вставки для лучшей вентиляции. Задача термобелья – отводить лишнюю влагу, сохраняя температуру. Его тоже делают из специального полиэстра (Swix, Odlo, Adidas и др.) с добавками хлопка, акрила или шерсти. Для толстовки подойдут тонкая шерсть, или флис, тактил, полартек.

Самый верхний слой – защита от дождя, снега и ветра. Это могут быть ветрозащитная куртка и такие же брюки-самосбросы с молнией от низа штанины до пояса. Есть комбинированные варианты: флисовая куртка с ветрозащитными вставками спереди и на плечах; комбез с ламинированным покрытием спереди, куртки и брюки с ветрозащитным и водостойким материалом спереди и влаговыводящим – сзади.

Сидеть как влитая

Существует несколько школ посадки на велосипеде. Французская требует, чтобы нога в нижнем положении была полностью выпрямлена. Согласно бельгийской школе, колено остается слегка согнутым (170–175°). В СССР считалось, что человек, сидя в седле, должен пяткой доставать до нижней педали.