Родиной монашества считается Египет, где уже во II веке появились первые отшельники, или пустынники, заложившие основные принципы монашеской жизни.
Основателем и идеологом отшельнического монашества считается Антоний Великий, который с 270-х годов стал отшельником в Фивадской пустыне, а затем около 313 года перешёл на берег Красного моря, где вокруг него появилась монашеская община.
В начале IV века Пахомием Великим был основан первый общежительный монастырь (киновия). Преподобный Пахомий соединил разрозненные жилища отшельников, огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы. Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год).
С этого периода общежительное монашество начинает вытеснять отшельничество и с территории Египта распространяется через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освященного) до Константинополя.
Лавра Саввы Освященного
Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в монастырь, скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.
Преподобный Савва был столь ревностным иноком, что очень рано преуспел в подвигах и добродетелях, для достижения которых другим требуются долгие десятилетия. В 17 лет он принял монашеский постриг и вскоре был удостоен от Господа дара чудотворений. В 30 лет получил благословение подвизаться в затворе, покидая пещеру лишь в субботу для участия в Богослужении и принятия пищи; а затем и вовсе не покидать затвора на протяжении пяти лет. Его наставник, преподобный Евфимий Великий, называл его отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва поселился в пещере в долине потока Кедрон, в Иудейской пустыне, в 14 км от Иерусалима, к востоку от монастыря Феодосия Великого. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра.
Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых.
На территории Лавры почивают нетленные мощи ее основателя, преподобного Саввы Освященного, от которых происходят многочисленные исцеления, особенно онкологических больных. В обители бьет святой источник, вода которого употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды. Внутри стен монастыря растет посаженная самим преподобным Саввой финиковая пальма, чьи листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия.
Лавра - крупнейшая из трех православных обителей, ныне действующих в Иудейской пустыне. Его устав, введенный основателем, соблюдается и в наши дни и считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.
Ни одна женщина никогда не допускалась на территорию монастыря. Когда навестить преподобного приехала родная мать, он устроил ее на ночлег вне стен монастыря. На этом месте теперь стоит так называемая «женская башня», где останавливались матери и сестры иноков, приезжавшие увидеться с ними.
Преподобный Савва никогда не вкушал яблок. Однажды, в юности, ему очень захотелось съесть яблоко, но вспомнив, что именно через этот плод искуситель соблазнил первого человека, преподобный бросил его на землю и растоптал, тем самым победив чревоугодный помысл. В память об этом иноки Лавры и сейчас не едят яблок.
В Лавре преподобного Саввы не пользуются электричеством и живут по библейскому исчислению времени. Участие иноков Лавры является обязательным для совершения литании Святого oгня в храме Гроба Господня.
Монастырь святого Саввы сделался центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая. В монастыре жили, молились и духовно возросли более двадцати святых почитаемых Православной Церковью, среди них - великий богослов и отец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин. В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший около 560 года. За века Лавра принимала в своих стенах и многих паломников и подвижников из славянских земель - тут жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил в 1106-1107 годах, тут постигал "основы искусства святости" святитель Савва Сербский в 1226 году, тут переводил древние книги святитель Феофан Затворник в 1848-1854 годах.
Лавра преподобного Феодосия Великого
Преподобный Феодосий Великий родился в V веке в Каппадокии от благочестивых родителей. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого (+ 379: память 1 января).
Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.
Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод, и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим.
В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках - греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке.
Преподобный Феодосий Великий преставился в 529 году, в возрасте 105-ти лет. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.
Сейчас греческий православный монастырь святого Феодосия Великого находится в 11 км к востоку от Вифлеема. Главный храм — современной постройки.
На территории монастыря имеется древняя пещера. Над пещерой — остатки храма, построенного до VI в. Слева от лестницы при спуске в пещеру хранятся мощи мучеников, пострадавших от персов в 614 г. В самой пещере много чтимых святынь: гробницы святых Феодосия Великого, Иоанна Мосха и великих жен — Евлогии, матери преп. Феодосия, Феодоты, матери свв. Косьмы и Дамиана, Софии, матери преп. Саввы Освященного. Здесь вначале покоились мощи св. Евфросинии Полоцкой, которые ныне находятся в Полоцке. В самом конце пещеры — пещера Волхвов, где они останавливались на обратной дороге. В пещере имеется почитаемая храмовая икона Погребения преп. Феодосия Великого. Сами мощи преп. Феодосия хранятся в храме Гроба Господня. В главном храме монастыря имеются икона преп. Феодосия Великого в мраморном кивоте, иконы преп. Сергия и преп. Евфросинии Полоцкой.
Монастырь св. Герасима Иорданского
Монастырь Святого Герасима Иорданского, один из самых древних в Иудейской пустыне, основан в 455 году. Находится он в нескольких километрах от реки Иордан и от древнейшего города Иерихон.
Преподобный Герасим, подобно святым Савве и Феодосию, был родом из Каппадокии, и также с юности встал на путь монашеского служения Богу. Он подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, а затем пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Пять дней в неделю пустынники проводили в одиночестве и совершенном молчании. Молясь, они плели корзины из ветвей финиковой пальмы. У отшельников ничего не было, кроме ветхой одежды да плетенной из прутьев подстилки, на которой они спали. Их духовный отец преподобный Герасим запрещал им, выходя из кельи, закрывать дверь, чтобы всякий мог войти и взять, что ему понравится.
Питались они сухарями с водой и финиками. В кельях не позволялось готовить и даже разводить огонь - чтобы им и на ум не пришло сварить что-нибудь. Однажды несколько монахов просили разрешить им по ночам читать при свече и развести огонь - согреть воды. Святой Герасим ответил: "Хотите разводить огонь - живите в монастыре с новоначальными, а в отшельнических кельях я этого не потерплю". Сам преподобный Герасим во весь Великий пост до самой Пасхи ничего не ел и только причащением Божественных Таин подкреплял тело и душу.
Хорошо известен замечательный эпизод из жития святого Герасима. Однажды подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле старца и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г.
Святыня монастыря преподобного Герасима Иорданского - чудотворная икона Божией Матери "Млекопитательница"
Преподобные Мария Египетская и Пелагия Антиохийская
Но не только мужчины подвизались в монашеском житии на Святой Земле. Недалеко от монастыря преподобного Герасима, за Иорданом, в бескрайней пустыне нашла себе приют преподобная Мария Египетская. Место ее погребения находится на территории соседнего государства, Иордании.
Другая известная святая, преподобная Пелагия, подвизалась близ Иерусалима, на Елеонской горе. Она была родом из Антиохии Сирийской, и в юности вела весьма распущенную жизнь. За роскошные одежды и многие дорогие украшения, коими она любила щеголять, ее прозвали «Маргаритой», то есть «жемчужиной». К раскаянию и христианской вере ее привел епископ Илиопольский Нонн, прибывший однажды в Антиохию на собор епископов. По молитвам мудрого святителя Пелагия пришла в христианский храм, услышала проповедь епископа, поняла всю греховность своей жизни, раскаялась и крестилась. Затем она принесла все, что имела, епископу Нонну, который распорядился раздать добро нищим. Спустя некоторое время Пелагия, переодевшись в мужскую одежду и взяв с собой подаренные епископом Нонном власяницу и подрясник, удалилась навсегда из Антиохии в Иерусалим. Здесь все принимали ее за юношу, пожелавшего стать монахом. Инок с мужским именем Пелагий устроил себе келью на Елеонской горе, близ места Вознесения Господня. Отшельник Пелагий, затворившись в глубокой пещере, стал вести в ней суровую монашескую жизнь в покаянии, посте и молитве. Достигнув по истечении нескольких лет высоких духовных дарований, инок Пелагий в 457 году окончил свою земную жизнь. И только в час погребения духовенство и народ узнали, что почивший инок был женщиной, подвизавшейся в мужском образе.
При подготовке использованы материалы сайтов:
pravoslavie.ru
Православный календарь
Сайт Русской Духовной Миссии
Википедия
http://drevo.pravbeseda.ru/
К первой главе »»
Оглавление »»
Святая Земля. Оглавление:
Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.