Вопрос:
Нашей Сонечке в апреле будет годик. Как проходит таинство крещения? Что для этого нужно? Как определиться с крестным?. Сколько по времени занимает крещение? Готова ли наша малышка?
Ольга
режиссер
Москва
Ответ:
Уважаемая Ольга, Крещение — Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В крещении человек очищается от первородного греха — греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой. С крестными Вы можете определиться сами. Главное, чтобы критерием Вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать Вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах, и, конечно, главным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, что выбранные Вами крестные будут ли церковными воспитателями ребенка или нет. Это должно быть главным. Еще важно то, что при совершении Таинства между Крестными родителями возникают отношения духовного родства, поэтому они не могут быть супругами. Не могут быть крестными и сами родители ребенка.
Крестильный набор Вашей малышке должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда Вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крещальный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут. Состоит это Таинство из Оглашения (оно состоит из чтения над готовящимся к крещению особых молитв — «запрещений»), его отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные. Сразу по окончании оглашения начинается последование Крещения, совершаемое посредством троекратного погружения младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест. Сразу после этого совершается другое Таинство — Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святаго Духа подаются дары Святаго Духа, возращающие и укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются зачало из послания апостола Павла к Римлянам, посвященное теме крещения, и зачало Евангелия от Матфея — о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После Миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб (а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения молебных прошений о крестных родителях и новокрещенном и произнесении отпуста Таинство крещения завершается. Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее его первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.