Весной этого года в колледже Провиденса (штат Род-Айленд, США) состоялась Первая конференция «Искусство комикса в школах Новой Англии». И знаете, какую тему обсуждали преподаватели и художники? Как с помощью комиксов привить детям любовь к чтению!

Надо сказать, что у некоторых российских родителей, да и у учителей тоже до сих пор существует устойчивое предубеждение против рисованных историй. Мол, комиксы примитивны: занятие для дурачков – картинки и немного буковок. Да и потом это «западное зло», с нашим менталитетом никак не связанное.

Марина Аромштам, главный редактор газеты «Дошкольное образование», анализируя одну недавно вышедшую книгу детских комиксов (о самой книге позже) говорит: «В самом жанре (как в самых разных жанрах искусства) нет ничего порочного. Если быть честными, то предтечей комиксов в истории культуры можно считать иконы с их клеймами. Иконы возникли как способ рассказывать содержание священного писания тогдашнему неграмотному в большинстве своем населению и во многом обеспечили христианству «продвижение» в массы».

Что такое комикс?


Комикс – это рассказ в картинках. Серия нескольких картинок, связанных между собой сюжетно, по смыслу. С научной точки зрения, это синтез элементов литературы, изобразительного искусства и кинематографа. Кстати, не во всех комиксах обязательно присутствует текст. Бывают «немые комиксы» (сюжет понятен и без слов) и комиксы, где есть «баблы» (от английского «ВuЬЫе» - пузырь). «Бабл» - это «пузырь», в который обычно вставляется речь героев. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.

В разных странах этот вид искусства приобрел совершенно непохожие друг на друга черты. Если быть точным, слово «комикс» используется лишь в Англии, Америке и России. Специалисты других стран называют этот жанр по-своему. В Японии используют слово «манга», в Китае – «манхуа», а во Франции – «банд дессине». Практически во всех странах становление комиксов начиналось с веселых и занимательных историй, в виде трех-четырех кадровых полосок, печатавшихся в газетах. Такая форма комикса до сих пор популярна, многие издания в качестве развлечения публикуют комикс.

Каждый комикс имеет своего адресата. Есть взрослые и подростковые, с претензией на высокое искусство и авангардные, познавательные и развлекательные. А есть детские комиксы. Вот о них и поговорим.

Первый российский комикс для детей


Зимой этого года в Третьяковской галерее прошла выставка «Весёлые картинки – первый российский комикс». На ней демонстрировались 280 рисунков художников – авторов «Веселых картинок», которые сотрудничали с изданием с 1956 по 2000 год. На уникальной выставке можно было проследить эволюцию детского комикса на примере журнала. Первоначально «Веселые картинки» имели горизонтальный формат, напоминая альбом для рисования. Большая часть страниц была заполнена выразительными рисунками-историями с краткими репликами, размещенными в «пузырях», – классический вариант комикса. Их создавали лучшие художники-карикатуристы, иллюстраторы детской литературы и аниматоры. Профессии комиксиста тогда ещё не существовало.

Главный героем первых комиксов был обаятельный человечек с карандашом вместо носа. Вслед за Карандашом на страницах журнала появилась целая команда Веселых человечков: Самоделкин, Петрушка, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Дюймовочка и Гурвинек.

Менялась идеология, формат журнала, главные редакторы и иллюстраторы – менялись и комиксы, оставаясь по-прежнему частью культуры, к которой приобщается ребёнок.

Интересно, что из многих комиксов потом родились полноправные детские произведения: книги, мультфильмы, художественные фильмы.

История одного детского комикса


Примерно одновременно с выходом наших «Веселых картинок» в газете французских коммунистов появляется серия веселых историй – «Собака Пиф». Спустя время комиксы «перебираются» в свой журнал «Pif». Так начинается «шествие Пифа» по странам Европы. Небольшие комиксы из нескольких рисунков представляли собой весёлые истории про хитроватого и обаятельного домашнего пса Пифа, его хозяев – тётю Агату и дядю Цезаря, их сына Дуду и кота Геркулеса. Периодически появлялись новые персонажи, но лёгкая стилистика историй и рисунков оставалась всегда.

В 70-годы французский журнал появился и в Советском Союзе, а позже появились оригинальные пересказы и оригинальные иллюстрации. Сегодня комиксы о Пифе в пересказе Г. Остера и в картинках В. Сутеева до сих пор очень популярны среди детей.

Западный опыт


Возвращаясь к теме американской конференции, поговорим о пользе, которую может привести комикс. Бывает, ребенка сложно увлечь чтением. Ему не интересно читать много текста, зато он любит рассматривать картинки. Или с удовольствием смотрит мультики, но не хочет читать. В обоих случаях комикс - хороший выход. Возможно, если ребенок приучится читать комиксы, то потом ему будет интересно читать и все остальное? Кстати, американцы пошли дальше, поставив задачу использовать комиксы как способ увлекательного вовлечения ребят в процесс обучения: «Графические новеллы развивают креативное мышление, расширяют словарный запас, несут в себе важные идеи. Учащиеся могут изучать героев комиксов посредством сочетания текста и изображений, что стимулирует такие стратегии высокого уровня чтения, как постановка вопросов и способность делать выводы. Изображения в графических новеллах способны рассказать больше, чем просто слова, позволяя детям глубже понять историю».

Вопросом комиксов параллельно занялись и канадские учёные. Сотрудники Канадского совета по вопросам обучения утверждают, что если классическая литература навевает скуку, то иллюстрации, лаконичность и динамика повествования комиксов привлекут внимание детей и будут стимулировать их к чтению. По мнению исследователей, дети, любящие комиксы, легко переходят на чтение художественной литературы. Те же, кто в детстве не болел «Бэтменом», гораздо реже становятся книголюбами. Канадские ученые настаивают на положительном влиянии комиксов и предложили включить их в обязательную школьную программу.

К сожалению, что думают российские исследователи о пользе комиксов, не известно.

Что почитать?


Книгу Николая Радлова «Рассказы в картинках» никто прямо комиксом не называет. Но по сути – это они и есть. Небольшие истории в картинках, связанные между собой сюжетно. Уже первое довоенное издание пользовалось огромным успехом. В 1938 году «Рассказы в картинках» получили вторую премию на международном конкурсе детской книги в Америке. В прошлом году вышел сборник всех рисунков, созданных Н.Радловым для «Рассказов в картинках». Однако в этот раз издатели лишили читателя подписей к картинкам. Вот что написано на сайте издательства Мелик-Пашаев: «Наше решение не печатать стихи было осознано. На наш взгляд книга намного «полезнее» без них, это дает возможность ребенку самостоятельно фантазировать, придумывать свои рассказы, свою игру. А это намного ценнее и интереснее, чем получать «расшифровку» от других. Подписи - это представления взрослых, иногда они вымучены и примитивны. Через какое-то время мы опубликуем детские рассказы по картинкам Радлова. Например, один мальчик придумал рассматривать картинки в обратном порядке, и получаются у него рассказы замечательные! А если бы были подписи, пришла бы ему в голову такая идея?».

Шуточные рассказы в картинках про умную девочку Машу, которая была в 1930-е годы придумана создателями знаменитых журналов «Чиж» и «Ёж», тоже комиксами никто не называет. Хотя веселые истории про находчивую Машу, иногда с подписями, иногда со стихотворным сопровождением очень напоминают этот жанр. Книга «Умная Маша» вышла в год 75-летия ДЕТГИЗа и в ней, кроме самих рассказов в картинках, есть ещё страницы истории: нашей страны, ДЕТГИЗа, «Чижа» и самой Умной Маши.

В прошлом году вышла книга французской художницы Перре Дельфина «Я, волк и шоколадки». Марина Аромштам, главный редактор газеты «Дошкольное образование», делая подробный позитивный анализ этого издания, пишет: «Это «самый настоящий» комикс. Он так и заявлен. Ни автор, ни издатели не скрывают жанровой принадлежности книжки и гордятся этим. Сюжет не очень сложный…. Комикс Дельфины Перре – тонко продуманная и хорошо сделанная вещь. Каждая его картинка – законченное высказывание на графическом языке – т.е. легко «читается». Рисунки динамичные и выразительные. Рассматривать книжку вместе с ребенком можно, когда ему исполнится лет шесть – возраст, в котором ребенок уже накопил некоторый багаж и сказочных знаний, и страхов. А лет в восемь-девять ребенок и без взрослого будет с удовольствием рассматривать эту книжку». В этом году вышло продолжение приключений героев из этой книги. Новое издание называется «Я, волк и каникулы с дедушкой».

Это лишь некоторые книжные представители детского комикса. Кроме книг выходят и хорошие детские журналы с комиксами. Незамысловатый рисунок, легко читаемый текст, наличие фабулы, кинематографичность, разнообразие тем – всё это делает комикс популярным среди детей и стимулирует интерес к чтению и развивает воображение.

С другой стороны, есть опасность «застревания» в комиксах. Привычка рассматривать только комиксы в конце концов может привести к неспособности визуализировать смысл в обычном тексте, без иллюстраций. Так что как всегда важно придерживаться «золотой середины».