Как искусство помогает ребёнку расти и слышать себя: разбираем все нюансы с художником
- 17:00 18 июля
- Дарья Николаева

Современные дети растут в мире визуального шума и мгновенного восприятия.
С ранних лет они окружены экранами и короткими форматами, что формирует иное визуальное мышление. Традиционное художественное воспитание — «смотри, слушай, молчи» — уже не работает. Ребёнку важно не просто узнать об искусстве, а прожить творческий опыт.
Современное искусство помогает «сшить» разрыв между школьной системой и внутренним миром ребёнка. Оно не только даёт знание, но и учит видеть и принимать эмоции: как выглядит страх, раздражение, тревога. Искусство помогает превратить чувства в образы, а образы — в личную опору.
О том, как современное искусство может стать мостом между формальным обучением и живым процессом чувствования, помогая ребёнку справляться со сложными эмоциями, осмысливать мир и самого себя, специально для портала MATERINSTVO.RU рассказала Марина Звягинцева - мультимедийный художник, чьи работы лежат на стыке искусства и психологии.
Как искусство растёт вместе с ребёнком
2–6 лет: В этом возрасте творчество — естественный способ познания. Рисование и лепка — не задания, а выражение эмоций. Не стоит требовать объяснений: лучше спросить, как создавалась работа, какие цвета выбраны. Это сохраняет поток и поддерживает подвижный эмоциональный фон.
7–11 лет: Ребёнок учится понимать себя. Визуальные практики вроде «эмоции дня» или «цвета друга» помогают осознать чувства, выразить их и снизить внутреннее напряжение. Искусство учит: у переживаний может быть много значений — и он сам может их находить.
Подростки: В юности важна свобода выражения. Современное искусство — это способ сказать «Вот он я». Будь то граффити, плакат или дневник — важна возможность проявить себя без оценки. Это даёт ощущение контроля и уверенности в себе.
Искусство как форма игры и диалога
Игра – универсальный язык детства. Через игру ребёнок познаёт себя, учится взаимодействовать с другими и осваивает мир. Неудивительно, что именно игра становится естественным каналом для знакомства с искусством. В контексте современного искусства ребёнку не нужно «правильно понимать» замысел – достаточно быть и чувствовать, играть с образами. Многие экспозиции сегодня специально адаптированы под детское восприятие: в отличие от строгих классических музеев, где маленький посетитель боится «не так понять» или нарушить правила, в интерактивных пространствах современного искусства можно трогать экспонаты, дорисовывать, дополнять, придумывать своё. Ребёнок примеряет роль не только зрителя, но и соучастника творчества.
Так, например, в рамках тотальной инсталляции Марины Звягинцевой «Открытый урок» на всех этажах школы на юго-западе Москвы дети участвовали в создании объектов наравне с профессиональными художниками. Один из школьников использовал свои старые дневники и сделал из них проект «Классное воспоминание», превратив личные записи в арт-объект.
Работа ученика школы. Пухно Бермео Павел Джонаттан “Классные мемуары”
Другие участники переработали школьные учебники – и тоже создали из них художественную инсталляцию. Важно, что это было не формальное «привлечение детей для галочки», а настоящее со-творчество. Художники показали ребятам, как мыслят и работают в современном искусстве, и школьники получили шанс попробовать себя в этой роли.
Обычные предметы – парты, ластики – могут превращаться в арт-объекты. Этот инсайт стал для детей настоящим культурным шоком, расширив их представление о возможностях игры и творчества.
Марина Звягинцева. Инсталляция “АРТ-ПАZZЛ"
Именно такие диалоги на равных через искусство повышают у ребёнка уверенность в себе: он видит, что его идеи ценны, а игра воображения способна рождать нечто уникальное.
Поддерживающая визуальная среда
Окружающее пространство влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Оно может быть безликим и давящим, а может — утешающим и поддерживающим. Пример — проект Звягинцевой «Игровые коммуникации» в Морозовской больнице. В 2015 году фасад здания украсила инсталляция в виде кардиограммы из прозрачных труб с игрушками. Впервые больница стала участником «Ночи в музее».
Марина Звягинцева. Инсталляция “Кардиограмма”
Игрушки в трубах стали не просто оформлением интерьерам, а визуальным «языком» поддержки: они говорили с детьми, помогали снизить тревогу, переключить внимание, пробуждали фантазию. Пространство перестало быть пугающим и превратилось в игровое поле.
Марина Звягинцева. Инсталляция “Кардиограмма”
Такой опыт доказывает: даже больничные стены могут стать арт-пространством. А в повседневной жизни — рисунки, росписи или даже постер в комнате — становятся опорой, особенно в трудные моменты.
Искусство и самоидентификация
Подросткам важно ощущать связь с местом, где они живут. Увы, многие современные районы лишены уникальности — одинаковые дома, нет истории. Паблик-арт может изменить это. Он помогает подростку почувствовать, что «его» район важен и интересен.
Так было с проектом Звягинцевой «Море спального района» в парке «Кузьминки». На открытом пространстве, где отдыхающие обычно загорают, появились инсталляции-кровати по форме похожие на морские волны и бассейн-песочница, превратив зеленый парк в арт-пространство.
Марина Звягинцева. Инсталляция «Море спального района»
Сначала были опасения — что сломают. И действительно, несколько объектов пострадали. Но случилось и другое: местные жители начали взаимодействовать. Один из жителей сам отремонтировал повреждение, сказав: «Я тут живу, и мне нравится, что сюда приезжают». Это включение в процесс создаёт чувство ответственности и гордости за свой район — особенно важное для подростков.
Марина Звягинцева. Инсталляция «Бассейн районного масштаба»
Советы родителям
-
Не оценивайте. Избегайте слов «красиво» и «некрасиво». Даже доброжелательная оценка смещает фокус ребёнка на одобрение. Лучше отметить смелость и оригинальность: «Ты выбрал необычную форму», «Интересный цвет».
-
Стройте доверительный диалог без дотошных объяснений. Если рисунок кажется странным — не спешите спрашивать «почему». Лучше мягко вовлечь: «Что ты чувствовал, когда рисовал?» Это открывает диалог, а не требует объяснений.
-
Играйте с цветом. Цвет — простой способ выразить эмоции. Попробуйте вместе выбирать «цвет дня» или вести семейную палитру недели. Это помогает ребёнку видеть и осмыслять свои чувства.
- Смотрите иначе. Городская прогулка — шанс потренировать воображение. Вместе разглядывайте граффити, росписи, детали — что они вызывают? Даже обычный объект можно превратить в сказку. Это развивает внимание и эмоциональную гибкость.
Искусство — это не результат, а путь. Оно помогает ребёнку понять себя, выразить то, что не всегда укладывается в слова. Когда рядом есть взрослый, который не оценивает, а разделяет этот путь, ребёнок растёт увереннее и гармоничнее.