Из школьной литературы исключат двух авторов: мнения разделились
- 11:00 7 августа
- Дарья Николаева

В Государственной думе России разгорелась горячая дискуссия вокруг содержания школьной программы по литературе.
Депутат Елена Драпеко выступила с инициативой исключить из обязательного школьного курса произведения Александра Солженицына и Варлама Шаламова.
По мнению парламентария, книги этих авторов формируют у школьников негативное и однобокое представление об истории СССР. Драпеко считает, что школьники в силу возраста и мировоззрения не способны адекватно оценить описанные авторами события, связанные с лагерями, репрессиями и угнетением.
По её словам, чтение Солженицына и Шаламова следует оставить на более поздний возраст, когда ребята смогут самостоятельно и взвешенно судить о сложных исторических явлениях.
Такая позиция основывается на убеждении, что сегодня представленная в этих произведениях картина прошлого может сформировать у детей искажённое восприятие.
Не впервые звучат подобные предложения. В начале 2023 года депутат Госдумы Дмитрий Вяткин также называл произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» устаревшим и не соответствующим современным образовательным стандартам.
Он предлагал исключить эту книгу из школьной программы, аргументируя это тем, что произведение не выдержало испытание временем.
Однако профильные комитеты Госдумы подчеркнули, что исключение литературы из школьной программы — сложный и долгий процесс, требующий широкого консенсуса и научного обоснования.
Произведения Солженицына, лауреата Нобелевской премии по литературе, играют важную роль в истории русской литературы и представляют собой значимые художественные и исторические свидетельства.
Кроме того, писатель лишился советского гражданства и был вынужден эмигрировать, но вернулся в Россию спустя двадцать лет.
Сторонники сохранения этих произведений в образовательной программе указывают на необходимость изучения истории со всех сторон и предупреждают о рисках цензуры и исторического однобокого взгляда.
Оппоненты же считают, что воспитание патриотизма и формирования позитивного образа страны должно основываться на иных литературных примерах, не акцентирующих внимание на трагедиях советского периода.
Дискуссия вокруг исключения Солженицына и Шаламова из школьной программы неразрывно связана с вопросами исторической памяти, патриотического воспитания и образовательной политики в целом.
В разнообразии взглядов и подходов к формированию школьного курса отражаются общественные и политические тенденции современного российского общества.
Заключение
Инициатива о исключении Солженицына и Шаламова из школьной программы стала очередным этапом серьезного обсуждения характера исторического образования в России. Баланс между уважением к исторической правде и воспитанием национальной идентичности остаётся непростой задачей для педагогов, законодателей и общества.
В конечном итоге, важным является создание образовательной среды, способной воспитать ответственных и критически мыслящих граждан, знакомых с многообразием исторических фактов и точек зрения.