Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Искусственный друг или путь к депрессии? Общение с ИИ может стать ловушкой для детской психики

Искусственный друг или путь к депрессии? Общение с ИИ может стать ловушкой для детской психикиНейросеть

Ещё пару лет назад чат-боты и продвинутый искусственный интеллект казались забавной игрушкой или помощником для учёбы.

Но сегодня тысячи российских детей и подростков выбирают ИИ вместо настоящих разговоров с друзьями. Чем это оборачивается — и не грозит ли нам поколение “одиноких пользователей”?

“Мой лучший друг — чат-бот”: как выглядит новая реальность

Свежие исследования показали: 67% детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет регулярно обращаются к искусственному интеллекту за советом или поддержкой. Для трети из них такие разговоры уже напоминают настоящую дружбу, а для каждого восьмого — вообще стали единственным способом поговорить по душам.

ИИ быстро завоёвывает доверие: помнит, о чём был прошлый разговор, может спросить “как дела?” и даже поддержать “на уровне”:

«Я помню, как в твоём возрасте чувствовал себя в ловушке», — отвечает бот, будто и правда делится личным опытом.

Детям всё сложнее различить, где заканчивается игра и начинается эмоциональная привязанность. Эксперты отмечают: границы между человеком и программой размываются всё сильнее. Именно поэтому многие дети теперь верят, что у ИИ можно найти поддержку, понимание и круглосуточное внимание — то, что не всегда есть в реальной жизни.

Лицо ИИ — всегда доброе. Но почему это опасно?

Семейный психолог-психотерапевт Анастасия Кардиакос прямо предупреждает:

  • Когда подросток вдруг понимает, что за экраном — не реальный друг, а программа, его накрывает острое чувство одиночества и разочарования.

  • Появляется риск депрессии, изолированности, формируется социофобия — страх перед реальным общением.

Почему?
Когда ребёнок общается с настоящими людьми, он сталкивается с разногласиями, учится спорить, соглашаться, защищать свою позицию — этот опыт формирует эмоциональную закалку, делает психику гибкой и устойчивой.
ИИ же всегда “поддакивает”, хвалит, не спорит и мгновенно реагирует. Ребёнок привыкает к идеальному миру, где любое слово понимают с полуслова. В жизни всё иначе: люди не всегда могут или хотят откликнуться сразу, иногда обижают, иногда не соглашаются. Столкновение с такой реальностью — стресс, а для уязвимых детей он может превратиться в депрессию.

Иллюзия лёгкости вместо реального опыта

Врач-психиатр и психотерапевт Елизавета Жесткова добавляет: у подростков формируется иллюзия беспроблемной коммуникации. В цифровом мире всё гладко, тогда как настоящие отношения требуют терпения, умения ждать ответа, понимать отказ и отказываться самим. Когда ребёнок оказывается в живом обществе — растерянность, тревога и даже паника.

Специалисты подчёркивают:

  • Использование ИИ для эмоциональной поддержки подменяет настоящую дружбу и тормозит развитие навыков общения.

  • Риск особенно высок у детей с уже существующими тревожными или депрессивными расстройствами — виртуальное общение только усугубляет проблемы.

“Быстрое общение” — откуда берётся зависимость от ИИ?

Для некоторых детей переписка с ботом — единственный способ поговорить с кем-то близким на волнующие темы. Особенно это характерно для детей, которые растут в эмоционально холодной или нарциссичной атмосфере — там, где не принято делиться чувствами или долго ждать внимания.
ИИ становится спасательным кругом: всегда ответит, всегда поддержит. Но так формируется опасная фиксация: реальное общение начинает казаться слишком сложным и даже ненужным.

Как родителям распознать тревожные сигналы?

  • Ребёнок всё больше времени проводит в переписке с ботами, игнорируя настоящих друзей.

  • Часто отказывается от реальных встреч, жалуется на трудности в живом общении.

  • После “отключения” или сбоев ИИ становится раздражённым, замкнутым.

Что делать, чтобы ИИ не стал “единственным другом”?

  1. Говорите с ребёнком о разнице между общением с программой и с живым человеком.

  2. Поощряйте встречи с реальными друзьями, кружки, совместные занятия.

  3. Учите ребёнка ждать и принимать “несовершенство” другого человека — так формируется эмоциональная устойчивость.

  4. Не игнорируйте “звоночки” тревожности и одиночества: при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.

Сила искусственного интеллекта не в том, чтобы заменить друга, а в том, чтобы помочь учиться — а дружить ребёнок должен всё-таки с живыми людьми.

...

  • 0

Популярное

Последние новости