Столица представляет огромное количество спектаклей по школьной программе и произведениям, которые считаются классикой мировой литературы.
Когда стоит смотреть спектакль: до прочтения оригинала или после? Ответ не однозначен. Как показывает практика, все же лучше смотреть спектакль после прочтения литературного произведения. Тогда есть собственный взгляд на прочитанный материал, сформирована концепция, понимание сюжета, понятна расстановка персонажей. Художественное произведение проанализировано на уроках, поставлены акценты.
Театральные спектакли по школьной программе. Photo by Peter Lewicki on Unsplash
Если посмотреть спектакль до прочтения, то зачастую у школьника появляется мысль: «Зачем читать, если видел спектакль? Если понятен сюжет и знакомы персонажи?»
Есть ряд спектаклей, поставленных по произведениям русских и западных классиков, которые не проходят в школе, но знать их надо каждому образованному человеку. Поэтому, если их посмотреть даже без прочтения оригинала, то это уже само по себе замечательно. Этот ряд открывают Шекспир, Стендаль, Марк Твен, Сэлинджер…
Важно не только что смотреть, но и где, ведь театральные режиссеры могут по-разному интерпретировать авторский текст и всем знакомую классику преподнести так, что «засмущаются» от увиденного не только взрослые, но и дети.
Теперь можно более предметно взглянуть на афишу московских театров и проанализировать репертуар, рассчитанный на подростковую аудиторию.
Малый театр
Это беспроигрышный вариант. Классика не сходит со сцены. Прекрасные актеры, классическая интерпретация произведения, богатые костюмы, декорации и реквизит.
Особенность этого театра - сложно достать билеты на спектакли по школьной программе – они выкупаются школами. Поэтому нужно позаботиться заблаговременно, месяца за два, чтобы приобрести билеты на нужный спектакль.
РАМТ (Российский Академический Молодежный Театр)
Расположен напротив Малого театра. Спектакли, идущие на его подмостках, рассчитаны на юношескую аудиторию. Произведения, по которым они поставлены, не входят в обязательную программу, но принадлежат сокровищнице мировой литературы: «Красное и черное», «Приключения Тома Сойера», «Алые паруса», «Приключения капитана Врунгеля».
Театру присуще классическое видение постановочного материала.
Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац
Прекрасный театр с оркестровой ямой. А это говорит о многом: о живой музыке, о прекрасных голосах (а как иначе в музыкальном театре?) Зал оборудован для юных зрителей, с замечательной акустикой и подъемом зрительного зала, сцену хорошо видно с любого места.
Театр интересен еще и тем, что знакомит зрителей с различными жанрами театрального искусства: оперой, балетом, мюзиклом. Каждая постановка адаптирована под детей. На подмостках театра идут оперы «Дюймовочка», «Волшебная флейта», «Двенадцать месяцев», «Евгений Онегин», «Женитьба», балеты «Золушка», «Лебединое озеро», «Шерлок Холмс», «Щелкунчик», мюзикл «Волшебник Изумрудного города».
Театральные творения
Читая названия спектаклей, невозможно представить, как можно это «изобразить» на сцене, где средства выражения, подачи материала ограничены пространством? В кинематографе теперь возможно все, компьютерная графика «нарисует» любую фантазию творца. А как на сцене, например, передать перемещения Алисы в Зазеркалье (мастерская П. Фоменко)? Постановщику спектакля И. Поповски это удалось виртуозно. Непонятно как, но впечатление феерическое! Недаром на этот спектакль не попасть.
А как ставить классику, используя вместо актеров - кукол? Театр кукол С.В. Образцова мастерски справился с этой задачей. На его сцене идут спектакли: «Маленькие трагедии», «Концерт Чичикова с оркестром», «Гулливер», «Ночь перед Рождеством». На сцене разыгрывается действо, где партнерствуют актеры и куклы. Например, лица кукол Коробочки, Собакевича и других персонажей «Мертвых душ» настолько эмоциональны, что, кажется, они переигрывают настоящих актеров.
А как на сцене размером в пятачок разыграть роман «Над пропастью во ржи»? Как в течение двух слишним часов держать в напряжении зрителей, когда нет ни спецэффектов, ни декорации, ни смены костюмов? И держать кого? Самую критическую, иронически настроенную публику – тинэйджеров? Театру у Никитских ворот это удается на славу. Доказательство? Попробуйте купить билеты на спектакль.
«Осторожно! Дети»
Классика идет в большинстве московских театров. Но нужно быть осторожным. Возможно, стоит почитать отзывы о конкретном спектакле, прежде чем вести на него школьников. Например, в театре Маяковского шел спектакль «Ревизор», где в заключительной сцене, когда обнаруживается двуличие персонажей, актеры пусть и на долю секунды, тоже полностью обнажаются, за исключением Городничего и его жены. Задумка смелая, но в зале – школьники. Увиденная ими актерская «обнаженка» перекрывает все впечатление о спектакле.
И таких современно интерпретированных спектаклей в Москве достаточно. Ярким тому примером является постановка «Евгения Онегина» в театре на Таганке. Юрий Любимов вместил этот роман в одно действие. Кажется, не от того ли, что боялся, что половина публики покинет театр во время антракта? Спектакль условный: нет классических театральных атрибутов. Он напоминает концерт самодеятельности. Вместо декораций – какие-то картонные перегородки, занавесочки, лесенки. Один вышел - проговорил скороговоркой текст и ушел, за ним - второй. На свой манер оттарабанил слова и удалился. Каждый пушкинский персонаж выступает со своим сольным номером и его задача - удивить публику, неважно чем.
В стремлении осовременить «поэму в стихах», режиссёр включил в спектакль джаз, рэп, русский и африканский фолк. Впечатление спектакль оставляет неоднозначное. Где легкость и воздушность пушкинской строки? Где поэтическая нежность и грусть?
Задача любой театральной постановки видится в том, чтобы пробудить интерес подрастающего поколения к литературе и другим видам искусств. И есть немало спектаклей, которые служат именно этой идее. Ищите, читайте отзывы и не полагайтесь только на название спектакля.