Маршал ЖуковБывает, что с подружками мы обсуждаем «исчезновение настоящих мужчин». Действительно, во взрослой жизни мы сетуем на то, что часть мужчин не способны нести ответственность за свою семью, не стремятся работать и зарабатывать, не уважают женщин, не любят детей, не способны защитить свою семью, бывают алкоголиками или наркоманами.

Конечно, при этом мы не имеем в виду наших маленьких сыновей, а говорим о своих друзьях, приятелях, любовниках, начальниках, мужьях. Но каждый мальчик когда-то вырастает. И наше недовольство, что «руки не оттуда растут», «не может оторваться от компьютера/друзей/пива/рыбалки», мало зарабатывает, не способен на принятие решения, не может повести семью за собой, не несет никакой ответственности и проч. - повисают в воздухе.

В тоже время мы интересуемся информацией о воспитании мальчиков. Мы искренне хотим видеть своих сыновей сильными, хотим гордиться ими. Читая разнообразные советы по воспитанию будущего мужчины, все-таки опасаемся, что на практике все может оказаться по-другому.

Недавно я прочитала автобиографию маршала Жукова. Особенно поразило описание детства маленького Георгия: никаких скидок на возраст, телесные наказания, голод, но, что удивительно, он не озлоблен, не сломлен и стремится вперед.

Автобиографии и мемуары позволяют нам окунуться в давно минувшие события, не только опираясь на факты, но и зная о чувствах и переживаниях, о мыслях героя. Мы можем проследить, что и каким образом на него повлияло, что изменило, как воздействовало на его мироощущение.

Детство Георгия Жукова было тяжелым. Находясь в современных условиях быта и обращения с окружающими и детьми, то и дело замираешь от прочитанного.

Для чего это нужно знать? Для каждого найдется свой ответ. Кому-то будет приятно понять, что мы сейчас живем практически в идеальном мире. Кто-то ужаснется жизнью прошлых лет. Кто-то удивится, каким сильным на самом деле является человек, если его не окружают тепличные условия с детства, на что он действительно способен, когда трудности закаляют и делают сильнее.

Детство маршала

Когда родители будущего маршала поженились, они были уже далеко не молоды: матери было тридцать пять, а отцу - пятьдесят. Тяжелая нужда, ветхий дом, ничтожный заработок отца на сапожной работе заставляли мать подрабатывать на перевозке грузов. Весной, летом и осенью она трудилась в поле, а затем отправлялась в Малоярославец для перевозки грузов на своей лошади. Когда Георгию исполнилось пять лет, его сестре Маше шел седьмой год, в семье родился Алексей. Мальчик был очень худым и болезненным, мать плакала и говорила:

- Отчего же ребенок будет крепким? С воды и хлеба, что ли?

Через несколько месяцев после родов мать вновь решилась ехать на заработки. Алеша был еще очень слаб и нуждался в материнском молоке, но угроза голода всей семьи заставила мать уехать. Алеша прожил меньше года. Вся семья тяжело переживала это и часто приходила к нему на могилку.

В этом же году от ветхости обвалилась крыша их старого дома. Отец сказал:

- Надо уходить отсюда, а то нас всех придавит. Пока тепло, будем жить в сарае, а потом видно будет.

Отец смастерил маленькую печку, и семья обосновалась в сарае. Затем продали корову, и отцу удалось купить в рассрочку маленький дешевенький сруб. Крышу покрыли соломой, крыльцо было сбито из старых досок, окна застеклены осколками, но все были очень рады, что к зиме будут иметь теплый угол. Следующий год был неурожайным и зерна семье хватило только до середины декабря. Заработки отца и матери шли на хлеб, соль и уплату долгов. Иногда выручали соседи - щами и кашей. Георгий ловил рыбу и делился с соседями за их щи и кашу. Летом дети собирали грибы и ягоды в лесу, заботясь о питании всей семьи.

СенокосОднажды летом отец сказал Георгию:

- Ну, Егор, ты уже большой - скоро семь, пора тебе браться за дело. Я в твои годы работал не меньше взрослого. Возьми грабли, завтра пойдем на сенокос, будешь с Машей растрясать сено, сушить его и сгребать в копны.

Мальчик испытывал чувство гордости, что теперь он участвует в труде и становится полезным семье. На сенокосе он увидел и своих друзей-одногодков. На ладонях вскоре выступили мозоли, но мальчику было стыдно в этом признаться и он терпел до последней возможности. Мозоли прорвались и он уже не мог грести.

- Ничего, пройдет! - сказал отец и перевязал сыну ладони. Несколько дней Егор не мог работать граблями и только помогал сестре носить и складывать сено в копны. Ребята смеялись над ним. Но через несколько дней мальчик снова работал не хуже других. Затем мать купила Егору новый серп и взяла его с собой жать рожь. Мальчик поторопился и резанул серпом по мизинцу. Этот шрам напоминал ему всю жизнь о первых неудачах в поле.

Пришло время идти в школу. Но купить ранец сыну родители не могли, вместо этого ему сшили сумку. Он сказал матери, что с сумкой ходят только нищие и он не пойдет в школу.

- Когда мы с отцом заработаем денег, обязательно купим тебе ранец, а пока ходи с сумкой.

И Георгий вместе с сестрой пошел в школу. Сестра Маша училась плохо и осталась на второй год. Родители решили, что ей нужно заниматься домашним хозяйством и бросить занятия. Девочка плакала и доказывала, что осталась на второй год из-за того, что редко была на уроках, ухаживая за Алешей, когда мать уезжала в извоз. Егор заступился за Машу и сказал, что другие родители тоже работают, ездят в извоз, но детей из школы никто не берет. Мать согласилась, и Маша была очень довольна.

Отец ездил на заработки в Москву, но стал присылать все меньше денег, а вскоре вернулся насовсем.

О своем отце Георгий пишет: «Я очень любил отца, и он меня баловал. Но бывали случаи, когда отец строго наказывал меня за какую-нибудь провинность и даже бил сапожным ремнем, требуя, чтобы я просил прощения. Но я был упрям – сколько бы он ни бил меня - терпел, но прощения не просил. Один раз он задал мне такую порку, что я убежал из дому и три дня жил в огороде у соседа». Где прячется Егор, знала только Маша, она приносила ему еду. Но затем его заметила соседка и привела домой. Отец еще немного ему добавил, но потом пожалел и простил. В другой раз отец был в хорошем настроении и взял сына в трактир пить чай. Это очень понравилось мальчику, ему было интересно слушать рассказы про Москву и Петербург, чувствовать себя взрослым.

Когда Егор закончил 3-классную церковноприходскую школу, все были очень довольны его учебой на отлично. Мать подарила новую рубаху, а отец сшил сапоги.

Спящие дети. ПеровКогда Георгию пошел двенадцатый год, он понял, что это последняя осень в родном доме. Мать решила попросить своего брата взять Егора учеником в скорняжную мастерскую. Сам мальчик был готов на любую работу, лишь бы быть полезным семье. Брат матери был зажиточным и имел свою лавку в Москве. Вместе с отцом Егор отправился в соседнюю деревню, куда приехал со своей семьей дядя Миша. Подходя к дому родственника, отец сказал Егору:

- Смотри, вон сидит на крыльце твой будущий хозяин. Когда подойдешь, поклонись и скажи: «Здравствуйте, Михаил Артемьевич!».

- Нет, я скажу: «Здравствуйте, дядя Миша».

- Ты забудь, что он тебе доводится дядей. Он твой будущий хозяин, а богатые хозяева не любят бедных родственников. Это ты заруби себе на носу.

Сын выполнил наказ отца и стал учеником в скорняжной мастерской. Работа в мастерской длилась одиннадцать часов с перерывом на обед, иногда пятнадцать часов, когда было слишком много работы. Мальчики-ученики всегда вставали в шесть утра и готовили рабочие места, спать ложились в одиннадцать часов вечера, все убрав. Спали в мастерской на полу, когда было очень холодно - на полатях в прихожей с черного хода. Домой учеников отпускали только на четвертом году обучения, все остальное время они не могли покинуть мастерскую. По субботам ходили в церковь, особенно Егору нравилось, когда хозяин на большие праздники брал с собой к обедне в Кремль, в Успенский собор, иногда в храм Христа Спасителя.

Мальчик со временем втянулся в нелегкий труд и довольно успешно закончил первый год обучения ремеслу.

«За малейшую оплошность хозяин бил нас немилосердно. А рука у него была тяжелая. Били нас мастера, били мастерицы, не отставала от них и хозяйка. Когда хозяин был не в духе - лучше не попадайся ему на глаза. Он мог и без всякого повода отлупить так, что целый день в ушах звенело. Иногда хозяин заставлял двух провинившихся мальчиков бить друг друга жимолостью (растение, прутьями которого выбивали меха), приговаривая при этом: «Лупи крепче, крепче!» Приходилось безропотно терпеть. Мы знали, что везде хозяева бьют учеников - таков был закон, таков порядок» - вспоминал Георгий Константинович.

Старший сын хозяина был одногодкой с Георгием и помогал ему учиться - давал книги, занимался математикой, изучением русского языка, географией. Затем Георгий поступил на вечерние общеобразовательные курсы, дающие образование в объеме городского училища. Уроки приходилось готовить ночью на полатях, около уборной, где горела дежурная лампочка.

На четвертом году обучения Жуков получает десятидневный отпуск в деревню. Ему шел уже шестнадцатый год. Мама долго плакала, увидев его. Георгий привез всем подарки, три рубля денег, два фунта сахара, полфунта чая и фунт конфет. Мать обрадовалась, давно они уже не пили чай с сахаром.

Георгий стал мастером, хозяин ценил его честность и безотказность и доверял ему более серьезные поручения уже в магазине, а не только в мастерской. В конце 1915 года его призвали в армию. Георгий отпросился домой попрощаться и помочь с уборкой урожая.

Георгий Жуков в молодости«Втягиваться в службу было нелегко. Но жизнь нас и до этого не баловала, и недели через две большинство привыкло к армейским порядкам» - вспоминал Жуков.

Один из командиров был «крайне дерзок на руку». Рассказывали, что он не раз выбивал солдатам зубы. Днем гонял всех до упаду на занятиях, а ночью несколько раз проверял внутренний уклад, ловил заснувших дневальных и бил их».

Материал основан на автобиографии Георгия Жукова издания «Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т.1-1987.-303с., ил (Б-чка АПН)»

Мысли после прочтения


Меня посетили очень разные чувства и мысли: чувство жалости к родителям и детям того времени, негодование к родному дяде Жукова, восхищение безмерным терпением, которым не обладает наше поколение, понимание того, что для человека иногда и не нужны никакие особые условия, он сам будет стремиться создавать их при большом желании.

Возможно, нет особенного рецепта или «волшебного слова» для воспитания сильного мужчины. Но стоит отметить, что уже в маленьком мальчике формируется любовь и уважение к своим родителям, привычка трудиться, умение прощать, желание бороться и доводить начатое до конца, отвечать за свои слова и поступки, работать и помогать семье, стремиться к лучшему, с упоением учиться.

Какие мысли возникли у Вас после прочтения о детстве Георгия Жукова? Воспитываете ли Вы своих сыновей в строгости? С какого возраста мальчики, по вашему мнению, должны начинать работать (или подрабатывать)? Это должна быть работа у родственников и знакомых или «самостоятельный полет»? Каково Ваше отношение к службе в армии?