Пластилин – универсальное средство создания новых миров. Цветные брусочки позволяют лепить деревья и людей, животных и предметы быта, еду, почти не отличимую от настоящей, и целые сцены со множеством деталей и подробностей.



Вот почему пластилиновая анимация и иллюстрация так популярны во всем мире. Вылепленные вручную герои выглядят особенно уютно и основательно. Сразу вспоминаются чисто английские приключения Уоллеса и Громита или классические отечественные мультфильмы. Например, всеми любимая "Пластилиновая ворона" или буквально записанная на подкорку у целых поколений детей заставка к "Спокойной ночи, малыши".

Российская мультипликационная студия "Пилот" до сих пор бережно сохраняет традиции пластилиновой анимации, заложенной еще ее вдохновителем Александром Татарским, и продолжает снимать свои знаменитые мультфильмы, например, "Гору самоцветов".

Немного подглядеть за "кухней" студии "Пилот", а заодно и выучить азбуку можно с серией книг "Пластилиновая азбука". В ее основу лег новейший проект студии – серия мультфильмов, посвященных буквам русского алфавита. "Пластилиновая азбука" — это весь алфавит в десяти книгах; здесь пластилиновые картинки и веселые стихи дополняются инструкциями по лепке, созданными выдающимися российскими аниматорами. Это первая азбука, которая учит ребенка проектному мышлению и предлагает постепенный переход от простого к сложному, от частного к общему, от отдельных букв к целому алфавиту.

Художница и писательница Анна Игнатова создает шедевры из пластилина, а еще придумывает истории и сказки об этом материале. Что происходит в тот момент, когда дети или взрослые сосредоточенно лепят из пластилина? У нее точно есть ответ на этот вопрос.

Настоящую революцию в мире лепки из пластилина совершил израильский художник и педагог Рони Орен.

Он открыл главные секреты пластилина, знание которых позволяет детям создавать множество разных существ, руководствуясь всего несколькими правилами. Во-первых, все звери и предметы, которые предлагает слепить Орен, сделаны из 3 основных элементов – шариков, валиков и лепешек.

Во-вторых, пластилин (как и краски) можно смешивать на базе белого цвета, используя его для создания новых оттенков.



Книжки Орена построены просто безупречно. Сначала он показывает целую пластилиновую сценку, а на следующем развороте разнимает ее на части, чтобы объяснить, как это сделать. Скажете, что в этом слишком много холодной механики? Но Орен сразу оговаривает, что он дает базу, которой ребенок может следовать, но не во всем. Он может изменить, цвета, героев, детали и т.д.

Вторая важнейшая вещь в книгах Орена – контекст. Многие "пластилиновые" книги учат лепить отдельные фигуры или предметы, но что с ними делать дальше? У Орена на каждой странице разыгрываются смешные сценки, часто пластилиновые персонажи оказываются в патовой ситуации, выход из которой должен придумать сам ребенок.

Вот почему этот материал так важен для детского творческого развития. Это не только пресловутая мелкая моторика и усидчивость, хотя и они очень важны. Это еще и отличный повод для совместного творчества с ребенком. Если он еще слишком мал или у него не получаются сложные детали, то можно разделить обязанности – кто-то будет лепить базовые формы фигурок, а кто-то – готовить детали посложнее.



Единожды созданная пластилиновая фигурка вовсе не должна быть статичной. Ее позы, жесты, выражение лица и отдельные аксессуары могут меняться в зависимости от развития истории.
Пластилин дает возможность создать своими руками не виртуальный, а вполне реальный весомый мир, про который можно будет сочинять истории и рассказывать сказки. Поэтому современные книги по лепке из пластилина часто предстают в виде набора сюжетов и историй, которые может слепить ребенок. Так появляются "Забавные монстры", "Пластилиновый космос", "Ферма из пластилина" и т.д. Ведь работая с пластилином, можно поочередно примерить на себя роль скульптора, художника, режиссера, сценариста, рассказчика, декоратора.

Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру