«Все лучшее-детям!» так звучит известный советский лозунг. И хотя мы теперь живем уже совсем в другой стране, это изречение очень актуально сейчас, его всячески усиливают маркетологи различных фирм-производителей детских товаров.
Часто можно прочитать на нашем форуме, что мамы во многом отказывают себе, предпочитая изобилие для своего ребенка. Например, не приобретают для себя куртку или утепленные брюки, в то время как ребенок имеет по несколько комбинезонов на каждый сезон, от нарядных платьев для девочек ломятся шкафы, и они успевают вырасти, прежде чем хоть раз надеть все это. Наше материнское сознание буквально вращается вокруг крылатой фразы «все лучшее – детям». В какой-то мере способность дать ребенку «максимум» соизмеряется с величиной любви к нему. Но так ли это?
Современное равно лучшее?
Стоит вспомнить сказку про мачеху с дочкой и падчерицей. Глупая женщина всячески баловала свою родную дочку, оберегала от труда и работы по дому, потакала ей в капризах. В итоге девочка выросла неумехой, капризулей, она не обладала обаянием, посватавшийся к ней жених обратил внимание на умелую и работящую падчерицу. В своей абсолютной любви мачеха просчиталась и сделала родной дочери только хуже.
Современные дети подвержены сидячему образу жизни, от которого у них уже в раннем возрасте развиваются проблемы со здоровьем и осанкой, первые признаки ожирения, одышка. Любящие родители часто ограждают любимое чадо от работы по дому. Это обусловлено усталостью, большим объемом информации, свалившимся на наших детей, посещением различных развивающих и дополнительных занятий. Все-таки ребенок должен отдыхать…сидя у компьютера…
Наши дети не имеют мотивации. Дело в том, что у них практически все уже есть и отсутствует стимул для преодоления себя, борьбы со сложностями, работы. Любящие родители стремятся дарить новейшие гаджеты, заполнить мир ребенка посещением самых интересных мест, познавательными экскурсиями. В итоге может получиться совсем обратный эффект: пресыщения «интересностями». Дети в свои юные годы многое «повидали», их сложно удивить, вызвать восторг от подарка, удивление от новых открывающихся знаний. И дальше по нарастающей, как с наркотиками, детям будет требоваться все большая доля эмоций, просто праздничная феерия. Если родители не смогут ее организовать, то может начаться «депрессия». Не загоняем ли мы себя в угол?
Привыкая к установке «все лучшее - мне», ребенок и подрастая, будет считать нормой, когда окружающие все делают для него. Престарелые родители будут рассматриваться не как объект заботы, а как поставщик удобств, финансов, помощи. И в этом часто нет вины самого ребенка, которого просто изначально приучили, что это норма отношений в данной семье.
Исторические уроки
Многие учителя говорят о том, что дети сейчас стали неуправляемыми, у них нет авторитетов, каждый считает себя просто выдающейся личностью, на деле значительно уступая ученикам прошлых лет. В то же время в школах отменены «трудовые» воспитательные работы. Раньше школьники готовили доску к уроку, дежурили по классу, иногда по школе, заботились о школьном цветнике или саде, выезжали на уборку урожая, помогали пожилым учителям вскопать огород. Вы можете представить это сейчас? Эффект от таких занятий был колоссальным. Помимо физкультуры, стоит отдать должное выработке ответственности, концентрации внимания, креативности, умению мило пошалить, переключению на другой вид деятельности. Наконец, стоит учитывать труд и как средство борьбы со стрессом. Недаром в лечении людей, страдающих различными душевными заболеваниями, эффективно применяется трудотерапия.
Всемирно известный педагог А. С. Макаренко в своих трудах приводит интересный пример про маму и дочку. Ставит конкретный вопрос: кому стоит купить новое пальто – молодой девушке-дочке, которая активно везде ходит, начинает общаться с противоположным полом, или стареющей маме? Антон Семенович говорит о том, что в жизни девочки все еще будет, а у мамы не так много осталось впереди, поэтому пальто стоит купить женщине. Есть еще один яркий пример в его произведениях. Красивая девушка Тамара выпрашивает, требует у мамы кусок материала на новый наряд, в то время как у матери есть только один костюм для работы, а у девушки множество платьев. В советское время педагога буквально завалили письмами с осуждением поступка этой девушки. Сделали бы мы это сейчас? Многие сказали бы буквально: «Ребенок у вас не просился, а раз родили - предоставьте ему «все», иначе что вы за родители?»
Если мы обратим внимание на то, как в русской семье обедали, то поймем, что первыми ели те, кто работал. Если в доме могли позволить себе суп с мясом, то его съедали первые, а последним, то есть детям, мяса практически не доставалось. Считалось нормой отдавать лучшие куски деду и отцу, которые кормят всю семью, а вовсе не детям. Сейчас же «кормильцев» отодвигают на второй план, давая лучший кусок ребенку. Это ежедневный пример, когда ребенку отдается первенство в семье.
Доктор Комаровский часто говорит о том, что в живой природе детеныши не управляют стадом. Почему же мы в своей семье считаем это нормой?
Протоиерей Илия Шугаев в своих беседах о семье и браке говорит, что раньше дети в очереди к причастию не стояли впереди, они ждали в общей очереди, часто позади взрослых. Это не было ущемлением их «прав», просто раньше детей считали маленькими взрослыми и готовили их к непростой взрослой жизни.
Есть интересная притча о матери, которая не давала своему ребенку ничего, не взяв себе половины. Например, давая конфетку, она откусывала половину себе. Все говорили про нее, что она жадная. Когда сын вырос, он даже куска хлеба не съедал, не отломив половину матери. И все стали говорить, что у него счастливая мать.
Поговорка о счастливом будущем гласит: «Если у ребенка нет трудностей, то надо купить их за большие деньги!»
Стоит задуматься над тем, действительно ли следует все лучшее добывать для наших детей или постараться организовать «трудности» для того, чтобы вырастить сильного человека, готового к работе над собой, стремлению к лучшему. Как вы думаете?