Горнолыжных курортов в Австрии великое множество, и Инсбрук не самый популярный среди них. Он удобен для первого знакомства с Альпами. Живя в Инсбруке, можно кататься в любой из 13 зон катания, с которыми город соединен автобусным сообщением.
В Инсбруке есть аэропорт, куда несколько раз в неделю летают прямые рейсы из Москвы. Аэропорт в Инсбруке совсем маленький, но работает быстро и эффективно. Во время зимнего сезона он ежедневно принимает несколько десятков рейсов со всего мира. Из аэропорта в город идёт автобус F до центрального вокзала. Билет стоит 3,10 евро у водителя, или 2,50 евро, если брать его в здании аэропорта.
Инсбрук
Мы прилетели в Инсбрук 23 января. Еще из окна самолета было видно, что снега в Альпах мало, а в городе его почти совсем не было: сухой асфальт, зеленые газоны.
В бюро туристической информации в старом городе мы выяснили, как доехать до каждой зоны катания, и получили ответ на главный вопрос: снег на горах есть, все курорты функционируют, кататься можно. Чтобы развеять все сомнения, нам показали склоны на вебкамерах. Там же мы купили скипассы - карты City+Ski, дающие право пользоваться всеми подъемниками в любой из 13 зон катания, а также городскими автобусами и горнолыжными экспрессами. Скипасс на 6 дней обошелся в 268 евро с человека.
День первый. Патчеркофель
Начать решили в Патчеркофеля. До него ходит городской автобус J, остановка которого оказалсь неподалёку от нашего апартамента.
Выйдя из дома, тут же увидели двух лыжников (девушка шла прямо в горнолыжных ботинках) и увязались за ними - поглядеть, куда они поедут. Но они нырнули в кафе, и мы вернулись к прежнему плану.
Автобус J поплутал по городу, выехал в пригородные деревни и подвёз прямо к подъёмнику. В Патчеркофеле отличный гондольный подъёмник с wi-fi, состоящий из двух очередей, причём можно ехать до самого верха, а можно выйти на промежуточной станции. Мы начали кататься в 9:40, трассы были ещё вельветовые, твёрдые, народу никого. Через пару часов снег взрыхлили, местами пригрело солнце и снег стал кашеобразным, но все же вполне пригодным для катания. Трасс не очень много, но выбор есть: голубые, красные и чёрные. За два часа мы сделали три спуска в медленном темпе, с остановками для отдыха и фотографирования. Виды прекрасные: на Инсбрук, аэродром, соседние зоны катания и всю горную цепь Альп, за которой в одну сторону Германия, в другую Италия, в третью - Франция.
На горе в основном лыжники, сноубордистов мало. Очень популярен пеший подъем в гору на лыжах с особыми креплениями. Ты едешь вниз, а навстречу идут лыжники с рюкзачками. Подъем занимает у них пару часов. Это экологично: не требуются расходы на электричество, не нужна вообще вся эта техногенная история.
К 14:30 мы с непривычки уже укатались в ноль, сделав пять спусков с самого верха (перепад высот в Патчеркофеле 950 метров). Пожалуй, для разминки начать именно с Патчеркофеля было верным решением. Сели в автобус и поехали домой.
Оставив лыжи, выбрались погулять пешком, пока ещё светло. Поднялись на автобусе J до Nordkette, таким образом побывали на обоих концах маршрута этого автобуса, соединяющего две ближайшие к городу зоны катания. Nordkette - это конечная станция фуникулера, который построили по проекту Захи Хадид. От фуникулера ведёт наверх гондольный подъёмник, зона катания маленькая и находится на самом верху. Говорят, оттуда великолепные виды на Инсбрук, но мы не поднимались.
Ледник Штубай
День второй. Ледник Штубай
Это была суббота, и весь город с самого раннего утра двинул кататься. Мы понимали, что на ближних склонах будет полно народу, и решили ехать на ледник Штубай.
К леднику можно добраться автобусом 590 от центрального вокзала, или экспрессом, который ходит один раз в день: в 8:30 туда и в 16:30 обратно. Проезд входит в стоимость скипасса City+Ski, хотя наш водитель об этом не знал, пришлось поспорить. Вообще-то предъявлять карточку не нужно, никто этого не делает, потому он и не знал.
Сесть на экспресс можно у нескольких крупных отелей и на Марктплатц. Мы пытались узнать у местных лыжников и сноубордистов точное место остановки, но они нас посылали то к центральному вокзалу, то к триумфальной арке. В конце концов мы зашли в отель «Инсбрук» и нам показали площадку, куда тотчас и подошли два автобуса. Мы опасались, что не влезем из-за обилия лыжников, но народу было совсем немного: автобус едва заполнился наполовину.
На леднике хороший натуральный снег, гораздо приятнее для катания: никаких комков. В очень редких местах проглядывает лёд, наезжать на него неприятно. Народу много, но трасс и подъемников тоже, так что очередей нет и на склонах не особо тесно.
Красные трассы на леднике равны вчерашним чёрным, круто и с твёрдым снегом, так что кантоваться трудно. Катались в основном по голубым.
Ледник есть ледник: ни одного деревца, только камни и снег. Повезло, что без ветра, и довольно тепло - 3.
Опоры подъемника стоят поверх льда
Некоторые опоры подъемников стоят на леднике: они опираются на плоскую пластину, лежащую прямо на льду. Лёд укрыт геотекстилем, чтобы меньше подтаивал. Наверное можно было бы пропилить ледник и опереться на камень, но движущийся лед все равно бы срезал или сломал опоры, поэтому поставили сверху. Балансировочный трос удерживает стабильность опор.
Катались с 10 утра до 16 с небольшим перерывом на перекус. От зоны катания вниз к автобусам ведет длинная и слабо укатанная трасса, обозначенная на схемах пунктиром. Мы начали спускаться заранее, чтобы не опоздать на автобус, и получили от этой непростной, но интересной трассы большое удовольствие.
Инсбрук. Триумфальная арка
Люди, садящиеся в городской автобус с лыжами, в Инсбруке обычное явление. Лыжи возят без чехлов (в автобусе предусмотрены крепежи для лыж), а ботинки через плечо или на ногах. При этом город не назовёшь чисто горнолыжным, в нем много туристов, приехавших не кататься, а осматривать достопримечательности и посещать музеи.
Горнолыжный курорт Кюхтай
День третий. Ледник Кюхтай
Воскресенье, снова будет много людей на склонах, поэтому снова выбрали отдаленный курорт - тоже ледник, но уже другой - Кюхтай. Доехать до него можно автобусом 4166 от центрального вокзала, который ходит раз в час.
Мы сели на остановке в 200 метрах от Марктплатц. По мере приближения к леднику автобус битком набился лыжниками.
Кюхтай не очень популярен у туристов, тут катаются в основном местные. Кафе мало, туалетов тоже, вообще инфраструктура попроще. Трассы сложные, голубых почти нет (лишь одна с бугельным подъемником). На чёрные мы даже не совались, красные и то сложны. Когда вышло солнце, стало полегче: видно, где рыхлый снег, где нас, удобнее выбирать место для поворота.
Горнолыжный курорт Кюхтай
Можно сказать, Кюхтай - наименее тусовочный и самый спортивный курорт в Инсбруке.
Гондольный подъёмник один, несколько креселок и бугелей, все в одну очередь. Максимальный перепад высот 500 метров.
Снег хороший, натуральный. Уровень катания у всех высокий, есть группы малышей - будущее австрийского горнолыжного спорта. Никто друг на друга не наезжает, не сбивает. Сноубордисты есть, но мало. Одна девушка на сноуборде сильно упала, ее эвакуировали медицинским вертолётом.
За весь день не встретили ни одного русского, видели семью румын на кемпере и трёх чехов.
Горнолыжный курорт Шлик 2000 в Инсбруке
День 4. Шлик 2000
В экспресс на Шлик 2000 сели всего 10 человек. Это оказался очень живописный курорт: лес, скалы, красивые силуэты вершин. Много голубых трасс, прекрасный выбор для начинающих и уставших. Например, широкая и пологая голубая трасса длиной 4,8 км (перепад 840 метров).
Впрочем, на Шлике есть и красные, и чёрные трассы, и много возможностей для внетрассового катания. А судя по следам между верхних скал, похоже, что там катались с вертолета. Подъемники удобные, одна креселка даже с подогревом, очень приятно. Кафе наверху каждого подъемника и кое-где внизу тоже. Словом, Шлик однозначно стоит посещения, особенно в солнечную погоду.
Мышцы окрепли, катание с 9:30 до 16:30 уже не кажется запредельно долгим. В обед опять позволили себе по бокалу пива, лёжа в шезлонгах на солнышке. А вот перекус берём с собой - бутерброды и бананы.
День пятый. Акзамер Лизум
Экспрессы, собирающие лыжников от отелей по всему городу, возят в три курорта: Штубай, Шлик 2000 и Акзамер Лизум. Мы решили, что для полноты картины нужно охватить и последний.
Акзамер Лизум
Акзамер оказался откровенно скучным. Подъемники старые, есть фуникулёр времён Олимпиады-1964, страшно даже садиться, хотя некоторые рискуют. Трассы в основном красные, но простые, на уровне вчерашних голубых. Снег отличный, наста нигде нет, в некоторых местах на снегу попадаются мелкие камушки, но их легко объехать. Трассы широкие, с равномерным уклоном, не очень крутые. И сам курорт небольшой, словом, было скучновато. Чтобы хоть как-то развлечься, мы опробовали катание вне трасс по буграм. Конечно не по целине, мы не настолько продвинутые лыжники, а просто по раскатанному, но не ратраченному склону. Лет 27 назад я на таких склонах и начинала, ратраки в те времена не вельветили трассы. Это внесло некоторое разнообразие.
Погода выдалась не только пасмурная, но и ветреная, поэтому пить пиво решили в помещении. Очень уютно посидели у большого окна во всю стену с видом на трассу, поговорили с детьми по вотсапу. Пока сидели, снаружи повалил снег. Мы предвкушали чудесное катание, но подъехав к подъёмнику обнаружили, что он закрыт «из-за шторма» и кресла сгоняют в ангар. Вот тут-то и пригодился старичок-фуникулёр: он единственный не закрылся, да ещё пара маленьких бугелей внизу.
Акзамер Лизум
Наверху пурга была такая, что не видно куда ехать и не поймешь, где верх, где низ. Очки тут же залепило снегом, так что первый спуск был наощупь, благо хотя бы по голубой трассе. Но мы все же сделали ещё три спуска, шторм слегка утих и горы выглядели великолепно. Потом погода опять стала портиться, и мы даже боялись опоздать на автобус. Народу к 16 часам на горе почти не осталось, обратный экспресс шёл почти пустой, все уехали раньше рейсовыми автобусами.
День 6. Снова ледник Штубай и много снега!
Опробовав пять самых крупных зон катания, мы хотели в последний день повторить тот, что больше всех понравился. Мы давно поняли, что скорее всего это будет ледник Штубай. Но из-за погоды этот план чуть было не сорвался. Всю ночь валил снег и завывал ветер, так что я сильно сомневалась, что будут работать подъемники. За завтраком нашли официальный сайт курорта с актуальной схемой открытых подъемников: оказалось, что большинство работает.
Инсбрук после снегопада
Снега навалило столько, что катались по колено в снегу, медленно и с трудом. Народу на горе мало, снег валил весь день, видимость слабая, хорошо что границы трасс обозначены довольно частыми столбиками. Вниз пришлось ехать на подъемнике, лыжный спуск слишком трудно было бы отыскать в такую погоду, боялись заблудиться. Вернулись в город уже затемно, снегопад все не прекращался, но в городе тепло, все сразу таяло.
Катание после снегопада
Итого, за 6 дней катания побывали на пяти курортах Инсбрука:
- Патчеркофель - самый удобный в плане доступа, не сложный, не большой, но и не маленький, прекрасно связан с городом (автобус каждые 10 минут), красивый.
- Штубай - самый большой, самый высокий, разнообразный, интересный, больше всего снега.
- Шлик 2000 - самый живописный, больше всего пологих голубых трасс, самый тусовочный (много кафе и шезлонгами на солнышке).
- Акзамер Лизум - на наш взгляд самый скучный.
- Кюхтай - самый спортивный, наиболее сложные трассы.