Кого должна готовить школа: взгляд россиян сегодня и 25 лет назад
- 13:00 6 мая
- Дарья Николаева

Представьте себе, что вы задаёте простейший вопрос: «Кого должна готовить школа?» Ответы россиян, собранные в недавнем опросе, рисуют интересную картину ожиданий и ценностей общества.
Топ-3 ответа россиян сегодня:
1️⃣ Культурных, образованных людей - так думают 45% опрошенных. Это говорит о том, что для многих важно не только получить знания, но и воспитать личность с широким кругозором и уважением к традициям.
2️⃣ Квалифицированных специалистов - 41% считают, что школа должна готовить к профессии, давая прочные навыки и умения.
3️⃣ Критически мыслящих людей, способных брать на себя ответственность - 40% видят в этом одну из главных задач образования. Это отражает запрос на самостоятельность и зрелость в принятии решений.
А что с остальными?
-
Надёжными защитниками Родины хотят видеть 29% россиян.
-
Хорошими отцами, матерями и хозяйками - 26%.
-
Трезво смотрящими на вещи - 22%.
-
Способными обеспечить своё благосостояние - лишь 16%, что в два раза меньше, чем 25 лет назад, когда этот показатель был 31%.
-
Дисциплинированными работниками - 14%.
-
Людьми, чувствующими прекрасное - 6%.
-
Романтиками и энтузиастами - всего 5%.
Что изменилось за 25 лет?
Сравнивая с опросом 1999 года, видно, как меняются приоритеты:
-
В два раза снизился интерес к тому, чтобы школа готовила людей, способных обеспечить своё благосостояние.
-
Меньше стало тех, кто хочет видеть в школе источник культурного и образовательного багажа (с 67% до 45%).
-
Зато вырос интерес к развитию критического мышления и ответственности (с 30% до 40%).
-
Позиция по надёжным защитникам Родины осталась стабильной.
-
А вот роль школы в воспитании хороших родителей и хозяек слегка снизилась.
Что это значит?
Эти цифры рассказывают не просто о предпочтениях, а о том, как меняется общество, какие ценности становятся важнее. Сегодня россияне всё больше хотят видеть в школе не просто набор знаний, а пространство для формирования самостоятельной, ответственной и думающей личности.
Как это отражается в реальной школе?
Современные образовательные тренды подтверждают эти ожидания. Всё больше внимания уделяется развитию критического мышления, практическим навыкам и гибкости образования. Внедряются технологии искусственного интеллекта, педагогика бесконфликтности и интерактивные методы обучения.
Школа - это не только про уроки и оценки. Это про будущее, которое мы хотим построить. И сегодня россияне всё яснее понимают: готовить нужно не просто специалистов, а людей с широкой культурой, ответственностью и умением мыслить критически.