Закончились праздники. В разгаре запись детей в школу, и многие родители нет-нет, да и задумаются над тем, не отдать ли чадо учиться пораньше. Чаще всего такой вопрос встаёт перед теми, чьим детям первого сентября будет больше шести с половиной, но меньше семи лет, то есть перед родителями дошкольников, родившихся осенью, зимой, либо ранней весной. И ломают бедные мамы и папы головы: отдать ли сейчас, или всё же в семь с половиной, а то и почти в восемь лет?
Битва аргументов
У сторонников каждого варианта свои аргументы. Те, кто считает, что отдавать ребёнка в первый класс нужно раньше, приводят следующие:
- Учиться и так одиннадцать лет, а если только в восемь (ну, или почти) в школу пойдёт, то закончит аж в девятнадцать! Кошмар!
- Ребёнок уже сейчас готов к школе, а в детском саду ему неинтересно.
- Пойдёт позже – над ним все будут смеяться.
- Пусть лучше тянется за старшими, чем учится среди младших.
Сторонники мнения, что учёба не волк, в лес не убежит, а потому лучше отправлять ребёнка в школу позже, в ответ контраргументируют:
- Пусть подольше продлится беззаботное детство.
- Уметь читать и писать – это не значит быть готовым к школе.
- Маленького будут дразнить.
- Шестилетку в школе просто затопчут.
Это основные высказывания представителей каждой стороны, однако аргументов как за, так и против можно придумать великое множество. А что же думают обо всём этом учителя, психологи и другие специалисты? Попробуем узнать.
Муки выбора
Давайте не будем лукавить, дорогие родители, и честно признаемся сами себе в том, что частенько в детях мы реализуем свои мечты и амбиции. Ведь куда приятнее сообщать всем родным, знакомым и коллегам, что шестилетка пошёл в школу, чем объяснять им же, почему ребёнку уже семь, а он всё ещё ходит в детский сад. Однако специалисты в своих выводах на редкость единодушны. По мнению большинства из них, не стоит торопиться и отдавать детей в школу слишком рано.
Родители должны помнить – нет одинаковых детей. Даже если все ровесники вашего ребёнка уже готовятся к первому классу, это совершенно не означает того, что и вы должны непременно стремиться к этому. Подготовительная группа детского сада, куда ходит ваш дошколёнок, и уже исполнившиеся шесть лет вовсе не гарантируют того, что ребёнок готов к школе. Кстати, беглое чтение и умение складывать в уме двухзначные числа тоже ничего такого не гарантируют. Потому что необходимы ещё и психологическая готовность, и физиологическая зрелость.
Готов – не готов?
Как же понять, готов ли ребёнок к школе?
Если уж мы начали говорить начистоту и заниматься самокопанием, то давайте и продолжать в том же духе. Большинство современных родителей – люди довольно образованные, прочитавшие несколько (пару, много – нужное подчеркнуть) книг по детской психологии, а потому они могут и сами довольно ясно понимать, что представляет из себя их ребёнок. Если, конечно, слепая родительская любовь не застит глаза. Поэтому для начала честно ответьте себе, готов ли конкретно этот ребёнок, на ваш взгляд, к школе. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, если была секундная заминка перед жизнеутверждающим «да!», то не полагайтесь только на своё мнение, посоветуйтесь со специалистами.
Для начала переговорите с воспитателями, они часто и подолгу видят наших детей, имеют возможность наблюдать за ними в разных ситуациях, а если к этому прибавить беспристрастность (им-то ведь слепая любовь глаза не застит) и опыт, то их точка зрения будет очень важна.
Сомневаетесь в объективности или хотите услышать мнение других специалистов? Тогда вам прямая дорога к психологам, неврологам и нейропсихологам. Попросите их провести диагностику. Возможно, её результаты будут неожиданными или даже малоприятными для вас. Но в этом случае стоит прислушаться.
С одним из наших сыновей мы ходили на занятия к нейропсихологу. Их же посещала девочка, которой на тот момент было шесть лет, в сентябре мама собиралась отдавать её в школу. Наблюдая за девочкой и мамой, я пришла к двум выводам. Первый: малышка к школе не готова. Второй: мама понимает это, но боится, что отдавать дочку в первый класс почти в восемь лет (день рождения у девочки в октябре) будет уж слишком поздно.
В разговоре мы как-то коснулись этой темы, и в ответ на просьбу собеседницы я мягко высказала свою позицию. И к своему удивлению увидела в глазах женщины не обиду, а облегчение. Оказалось, что она тоже так думала, но ни у мужа, ни среди родных и друзей поддержки не находила. Все настаивали на том, что в школу девочке нужно срочно. Ведь она же не больна, задержки развития нет, умеет читать и считать. И никто не понимал, что, несмотря на эти бесспорные факты, девочка к школе не готова. Я стала первым человеком, кто понял то, о чём интуитивно догадывалась внимательная мама.
Нейропсихолог, проведя диагностику, тоже согласилась с нами. По моему совету мама поговорила с воспитателями, их выводы были такими же: учиться рано, и точка. В итоге ребёнок пошёл в школу почти в восемь лет. Чему родители (в том числе и папа, который до беседы с нейропсихологом настаивал на своей точке зрения), теперь только рады.
У вас нет возможности проконсультироваться со специалистами? Воспользуйтесь тестами, которые определяют школьную зрелость, их можно найти в специальной литературе или даже в Интернете. Существуют списки знаний, умений и навыков, которыми должен владеть ребёнок, всесторонне готовый к школе. Не поленитесь, внимательно изучите их и честно признайтесь сами себе, всё ли под силу вашему ребёнку.
Как быть?
Если специалисты считают или тесты показывают, что уровень знаний, умений и навыков ребёнка более-менее сопоставим с тем, что требуется первокласснику, обязательно обратите внимание на те моменты, которые пока вызывают трудности. За то время, что осталось до школы, вы успеете многое подтянуть.
Большее внимание обращайте даже не на технику чтения и скорость устного счёта, а именно на бытовую и психологическую готовность. Проблемы с учёбой редко начинаются из-за неразвитого интеллекта, гораздо чаще – из-за социальных проблем, недостаточного развития мелкой моторики, неусидчивости, неумения сосредотачиваться. С этими трудностями можно и нужно работать. Важно не ждать у моря погоды, а определить проблему и начать с ней бороться. Благо, если вашему ребёнку сейчас шесть лет, время ещё есть.
Специалисты или результаты тестов говорят о неготовности дошколёнка? Примите это как данность и дайте ребёнку и себе ещё один год. Не опускайте руки, занимайтесь с ним. Скорее всего, за это время многое изменится, а малыш окончательно дозреет до школы. И тогда годы учёбы не станут для него и для вас непрекращающимся кошмаром.
А в качестве финального аккорда ещё две истории из моей практики:
История первая. Удивительная закономерность
Сейчас в первый класс не берут детей младше шести с половиной лет. Во всяком случае, так должно быть, хотя, конечно, встречается всякое, но это всё же исключения, а не практика, большинство же дошколят становятся первоклашками именно не раньше шести с половиной лет. Однако ещё несколько лет назад учителям приходилось работать с теми детьми, кого родители отдали в школу в шесть, а то и неполные шесть лет. Таких в каждом классе, как правило, было немного, двое-трое.
Впервые я обратила внимание на этих детей на втором году своей работы в школе, как только окончательно освоилась и начала приобретать опыт. В один из моих классов пришла чудесная девочка, назовём её Аля. Училась она средне, но была очень славной, доброй и обаятельной. Однако при этом одноклассники относились к ней несколько свысока. Учителя недоумевали, поскольку класс был хорошим, до этого всех новеньких ребята принимали безо всяких проблем. А тут вдруг такое.
Классный руководитель, чуткая и неравнодушная женщина, пыталась разобраться. К счастью, в этом же классе учился её сын, который в итоге и помог понять, что к чему. Выяснилось следующее: одноклассники, узнав, что новенькая младше большинства из них на год, а некоторых почти на два, посчитали её «мелюзгой» и хотя и не обижали, но общаться с ней считали ниже своего достоинства.
Вам смешно? А теперь вспомните себя в школе. Если на даче или у бабушки в деревне мы запросто могли общаться, не замечая (ну, или почти не замечая) разницу в несколько лет, то в школе, особенно в средних классах, дружба между представителями разных параллелей была большой редкостью. В этом возрасте год-два разницы – целая пропасть, а пренебрежительное «мелкота», брошенное кем-то из старших однокашников – ярлык.
После того случая я стала специально обращать внимание в том числе и на возраст своих учеников. И – невероятно! – неоднократно подмечала, что если есть в классе ребёнок, которого не то чтобы недолюбливают, но сторонятся, то он с большой долей вероятности как раз младший. Тех же, кто старше большинства одноклассников, как раз чаще уважают и считают авторитетом. Конечно, эта закономерность имеет свои исключения, однако в моей практике они встречались не так часто, а вот подтверждения этого наблюдения – регулярно.
История вторая. Нелёгкая жизнь вундеркинда
Игорь пошёл в школу в семь лет, но учился так хорошо, что в середине второго класса было принято решение перевести его в третий. Мальчик поначалу обрадовался. Его родителям и ему самому польстило такое явное признание успехов, способностей и вложенных трудов.
Перескочив из класса в класс, Игорь быстро освоился и учился по-прежнему хорошо. Но вот с одноклассниками контакта не было. Как и в случае с Алей, его считали слишком маленьким. Нет, Игоря никто не обижал, им даже гордились и хвастались перед другими классами. Но вплоть до окончания школы Игорь дружил с ребятами из своего прежнего класса.
Конечно, в институте он нашёл себе друзей. Однако как-то раз в разговоре со мной грустно заметил, что предпочёл бы учиться среди ровесников и окончить школу на год позже.
Так что, принимая решение отдавать ребёнка в школу в шесть с половиной лет или всё же в семь с лишним, обязательно взвесьте все «за» и «против» и не забывайте о том, что все дети разные.
Мы с мужем, кстати, имея троих сыновей, родившихся зимой, тоже были вынуждены выбирать, когда же отдавать их в школу. И каждый раз учитывали всё то, о чём я написала выше. В итоге наш старший сын пошёл в первый класс в семь с половиной лет, а средний – в шесть лет и восемь месяцев. Пока мне кажется, что мы не ошиблись, поступив именно так. Младшему сыну недавно исполнилось пять, и сейчас я ещё присматриваюсь к нему. Потому что мне не хочется ошибиться и усложнить жизнь своему ребёнку и себе. Лучше я наступлю на горло собственным амбициям и подожду лишний год. Хотя лишним он совершенно точно не станет.
Фото - фотобанк Лори