Было жарко. Я сидела на нагретой солнцем автобусной остановке перед гипермаркетом Tesco, по обыкновению закрытым в воскресенье. На огромной парковке – две-три пустых машины. Пару минут назад из виду скрылся двухэтажный автобус с добрым водителем, любезно позвонившим квартирной хозяйке и объяснившим, где я нахожусь. Он убедил меня оставаться на скамейке, и пообещал, что меня заберут на машине минут через 10. Я ждала.
Все началось 7-8 месяцев назад. Как – не помню. Просто вдруг родители сказали, что на день рождения я получу почти месяц в Англии с обучением в интернациональной школе и проживанием в англоговорящей семье. Потом – переписка со школой, вопросы-ответы, подписание договора, получение визы... Казалось, что это просто сон. Казалось, что я проснусь, и все закончится, так и не начавшись. Но однажды ко мне подошла мама и задала вопрос, который всегда приводит меня в состояние, называемое в английском "excited" (к сожалению в переводе на русский это слово теряет половину своего смысла).
– Ты собрала вещи?
В тот момент я поняла, что поездка, мой подарок, воплотится в жизнь! И спустя неделю я уже сидела на лавочке на окраине Кембриджа, старинного университетского городка, в котором я и буду ходить в школу.
Даже и не верилось, что это произошло. Я, одна, в другой стране. Без родителей. Без бабушек и дедушек. Без сестры или брата. Я доехала сюда сама! А по дороге произошло много вещей, изрядно потрепавших мне нервы.
Например, в самолёте мне любезно протянули какую-то бумажку, которая оказалась миграционной картой, обязательной для заполнения всеми прибывающими в Британию. Честно говоря, я до сих пор не поняла, зачем она была нужна. Но раздали их всем, так что пришлось заполнять.
А на паспортном контроле меня спросили, что я делаю здесь без взрослых, так как у них строгий закон о путешествиях по стране несовершеннолетних – в сопровождении родителей или временных опекунов. Расспросили о том, как же я без трансфера доеду из Лондона до будущего места проживания. В конце концов, все разъяснилось – после того, как пограничники дозвонились квартирной хозяйке, у которой я буду жить.
Потом сломался междугородний автобус, который вез меня из аэропорта «Хитроу» в Кембридж. Пришлось ждать, а потом пересаживаться в другой автобус.
В самом Кембридже тоже произошла путаница - я села не на тот автобус, который привёз меня в совершенно неизвестное место, где я теперь и нахожусь.
Наконец к остановке подъехала красная машина, из которой вышла симпатичная молодая женщина в хиджабе. Она отвезла меня домой, накормила горячим ужином и объяснила, как лучше добраться до школы на следующий день.
В моей комнате оказалось две кровати, тумбочка, шкаф, большое окно и дверь в личную уборную с душем. Обрадовало, что колорит комнаты не был излишне навязчивым, в отличие от остальных комнат, которые выглядели своеобразно из-за бирюзовых стен и фиолетово-чёрных предметов интерьера.
Пожалуй, эта семья из супругов с маленьким ребёнком – единственная причина, почему я не сменила место проживания. Через пару дней я поняла, что мне нужно вставать не позднее 6:45 каждое утро, дабы успеть доехать до школы из пригорода. Когда ко мне подселили девушку из Иордании, я перестала быть единственной в школе, кому нужно было добираться дольше 15 минут. (Занятия начинались в 9:00.)
Но доброта самой семьи ко мне, их интерес к моему настроению и моим вкусовым предпочтениям даже думать не позволяли о том, чтобы отказаться от них и переехать в другое место.
Надо сказать, что выбор школы был очень важной задачей, с которой мои родители справились идеально. Здесь было два правила:
1. English zone. Строжайше запрещалось говорить на других языках. Я не особо страдала, так как была единственной русской во всей школе. Но некоторым бразильцам и итальянцам было очень сложно удержаться от пары слов на своем языке, потому что их было столько, что теперь, вернувшись домой, почти на каждую тему я вспоминаю случайную фразу какого-нибудь Вальдемара или Жаклин.
2. Don't be late. Опаздывать было нельзя. Если только ваш домашний котёнок умер, то можно было задержаться минут на 15. То есть, уважительная причина. Иначе можешь не приходить вовсе. Хотя и на это у них был ответ: на двери висела таблица посещаемости. Рядом с моим именем, разумеется, стояла "сотка". Однако были и 86, 93, 98. Однажды увидела, что у одного ученика было 79%. И рядом с его именем красным фломастером было написано "EXCLUDED". Понимаю, конечно, что посещаемость должна быть больше 80%, но его сразу же исключили без возможности дальнейшего проживания в принимающей семье за подобную халатность!
Мне из десятка различных учителей досталась наивная и молоденькая на первый взгляд девушка - Меган. Но, проведя с ней минут пятнадцать, я поняла, что это лучший учитель английского, которого я встречала. Любую тему она давала быстро и понятно. Теории было не много. Было много практики. Каждый урок мы играли во всевозможные игры, начиная с викторины на все темы мира, заканчивая рассказом историй с тем временем ("Past Perfect Continious"), которое мы прошли только что, начиная от игры в правду или ложь до написания объяснения по вымышленному инциденту. Мне с весёлым напарником досталась история о том, как человек укусил собаку. Началось у нас все с разбитого самолёта, а закончилось зомби, вампирами и другой нечистью. В итоге мы с ним выиграли конкурс на лучший рассказ.
Но это ещё половина дня. День у меня состоял из утренних занятий (Morning lessons) и полуденных занятий (Afternoon lessons), разделённых переменами (breaks). По идее, утреннее и полуденное занятия ведут два разных учителя, но мне очень повезло, так что вела все та же Меган. И полуденное занятие было посвящено разговорам.
Однажды мне дали план квартиры с описанием и сказали, чтобы я попробовала эту квартиру продать. Угадайте, чем все закончилось? Мою квартиру никто не купил. Почему? Потому что она была настолько плоха, что самой в ней жить не хотелось, а мне удалось это объяснить потенциальным покупателям, не применяя слов с негативной окраской.
Примерно через две недели, проснувшись утром по будильнику, я вдруг задала себе важный вопрос, который показался мне очень глупым:
– Почему я общаюсь с ними на английском? Почему я не могу разговаривать на русском?
И тут я поняла. Я поняла, почему важно было совершить эту поездку. Почему я никогда не пожалею. Потому что это не только возможность попрактиковаться в английском, завести новых друзей, увеличить словарный запас и посмотреть достопримечательности. Это меня сроднило с английским языком. Я начала думать на нем, разговаривать сама с собой. А потом, возвращаясь домой, я не помнила, как со мной говорили на английском. Разговоры были настолько мне понятны, будто они шли на русском, на том языке, который я слышу с рождения.
P.S.: У меня было четыре свободных выходных за время пребывания в Англии. Так что я с удовольствием совершила две поездки в Лондон по целому дню. И с уверенностью могу сказать, что стоит посетить Лондонский аквариум и купить там же билет в музей Мадам Тюссо, потому что в таком случае не придётся стоять в двухчасовой очереди за билетом перед входом под огромный купол музея восковых фигур.
Не тратьте время впустую! Вкладывайте деньги в воспоминания.
P.S.2: Самый лучший подарок на день рождения в жизни!
Фото и видео - автора