23 августа. Казанская икона, Раифский монастырь
После недели, проведенной в полевых условиях, белоснежные простыни и теплая вода казались чем-то противоестественным. Матвей не сразу угомонился в новой обстановке, тем более что из распахнутых окон время от времени доносились гудки паровозов.
Проснулись в 7.15, успели проститься с Сашей, который вместе с детьми уехал в Москву: его краткий отпуск подошел к концу. Позавтракали йогуртом и кефиром, и в 9.00 выехали со стоянки.
Прежде всего хотели поклониться Казанской иконе Божией Матери, возвращенной в 2005 году из Ватикана на родину. Поиски заняли ровно час: кто бы мог подумать, что в Казани две Больших Красных улицы? Постарайтесь не повторять нашей ошибки: Крестовоздвиженский собор на улице Большая Красная, дом 5, находится в нескольких десятках метров от Кремля.
Внутри храма почему-то разрешено было фотографировать. Приложились к Казанской иконе Божией Матери, немного постояли в большом светлом храме перед святым образом.
Теперь пора было покинуть Казань и направиться в Раифский монастырь.
Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай на берегу Красного моря возникло монашеское поселение под названием Раифа. В IV веке языческие племена ноба переправились через Суэцкий пролив и напали на монахов Синайской горы и Раифы. Варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 из 43-х человек, живших в то время в обители. Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены православной церковью к лику святых. И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцев в Синае и Раифе избиенных были возрождены и перенесены на землю казанскую. В 1613 году иеромонах Филарет срубил здесь себе маленькую лесную келию. С этого момента берет начало история Раифского Богородицкого мужского монастыря. Познакомиться с ней подробнее можно на сайте монастыря: http://www.raifa.ru
Троицкий собор Раифского монастыря очень напоминает одноименный собор в Дивеево, только меньших размеров. Монастырь очень ухоженный, утопает в цветах. Обращает на себя внимание обилие скульптур и рельефов. Особенно запомнился каменный странник, бредущий к воротам монастыря.
Воду Раифского источника мы пили даже в Елабуге: она продается в магазинах. А в самом монастыре к источнику не иссякает очередь жаждущих с огромными бутылями и канистрами. Записка в надкладезной часовне просит оставлять пожертвование за забор более 10 литров воды, ссылаясь на расходы по содержанию источника, электричество и т.п. Мы выпили только по стаканчику.
От Раифы поехали дальше левым берегом Волги, через Зеленодольск и Волжск по направлению к Чебоксарам. По пути заметили приятные места для стоянки или купания на реках Большая и Малая Кокшага.
16.00 Пересекли Волгу по мосту над ГЭС, и хотели попутно посмотреть Чебоксары, но не тут-то было. Широкий проспект Калинина, ведущий через центр города в сторону Москвы, внезапно оказался перекрыт. Единственной возможностью объезда показался Складской проезд, который, петляя, привел нас в тупик к каким-то воротам. Пришлось, несолоно хлебавши, развернуться и ехать в объезд столицы Чувашии. Искать другие возможности попасть в центр города не было ни времени, ни желания.
Проехав несколько десятков километров по М7, свернули на Козьмодемьянск (указателя в этом месте нет, но мы узнали дорогу, с которой выезжали в прошлый раз). К музею сатиры и юмора имени Остапа Бендера подъехали в 17.40, и с огорчением обнаружили его уже закрытым: время работы с 9 до 17, кроме понедельника.
Решили попытать счастья в этнографическом музее республики Марий Эл. Как назло, на его воротах красовалась такая же табличка о времени работы. Однако калитка была открыта, и мы решились заглянуть внутрь, впрочем, не питая особых надежд. Как ни странно, нас не выгнали, а пригласили войти: «Время еще есть», и открыли специально для нас уже запертые было помещения.
Крестьянская одежда, плетеные стулья и корзины, предметы обихода, сельскохозяйственные орудия, сани и телеги, упряжь, избы и хозяйственные постройки - все это вызвало у детей неподдельный интерес, хотя мы далеко не впервые оказались в музее такого рода. Здесь примечательно то, что все эти экспонаты разрешается подержать в руках. Девочкам предложили покачаться на огромных деревянных качелях, и настоятельно уговаривали нарвать яблок в саду, что мы с удовольствием и сделали.
Видя подобную доброжелательность, решили спросить совета, где можно было бы остановиться на ночлег, и получили неожиданное приглашение заночевать прямо на территории музея, под ветряной мельницей. Мы без колебаний согласились на столь необычное предложение. Машину разрешили загнать на территорию музея, напоили чаем из самовара и наварили специально для нас полный казан картошки!
С пригорка, на котором мы расположились, были видны огни города внизу, и дальше – широкая гладь Волги. Ночью разразилась страшная гроза, раскаты грома, казалось, раскалывались прямо над крышей палатки. Ульяна проснулась в испуге, ее удалось успокоить рассказом о виденных днем громоотводах.