Закончился первый год нашего семейного образования, первую четверть которого дочь проучилась в 6 классе в школе, а остальные три – дома. Пришло время подводить итоги и делиться с друзьями откровениями нового опыта.

Все дисциплины, кроме иностранного языка, моя дочь изучала дома под моим руководством, а по английскому она ходила на занятия к репетитору 2 раза в неделю. Поэтому победы (кроме одного предмета) в большей степени можно считать моей заслугой, как и все ужасные поражения.

Семейное обучение. Итоги аттестации

Переведена условно

В конце учебного года я ощущаю, как силы мои на исходе, и понимаю, что за 6-й класс я устала гораздо, гораздо больше, чем моя дочь. Совсем недавно мое настроение мягко можно было назвать отвратительным, потому что последние полтора месяца у нас шла промежуточная аттестация и ее результаты шокировали меня.

В прошлой статье о семейном образовании я писала по поводу оценок, которые получала моя дочь, когда ходила в школу. У нее не было троек ни в одной четверти, ни по одному предмету, ни в одном учебном году. Я всегда себя считала мамой хорошистки, и тут, как снег на голову, на нас сваливаются тройки одна за другой, три штуки, а потом (это был уже не снег, а камнепад) – двойка по математике, и все это – годовые оценки! Это был финал нашей промежуточной аттестации. Мы закончили учебный год в 6 классе с пометкой: «Условно переведена в 7 класс». Условно – потому что в сентябре нас ждет пересдача математики.

Что меня лишило покоя

«А почему тебя не радуют пятерки и четверки по остальным девяти предметам?» - спросите вы. Честно сказать, затрудняюсь ответить на этот вопрос. Конечно же, я обнимала и целовала свою дочь, и радовалась вместе с ней ее результатам по остальным предметам, и я прекрасно знаю, что все, даже отличники когда-нибудь получают тройки и двойки в текущих отметках. Просто у них потом есть много шансов перекрыть плохие оценки, а у нас возможность для сдачи только одна. Но все эти аргументы не успокаивали меня. Я была потрясена, мои амбиции сыграли со мной злую шутку, я не была готова к такому провалу.

Я попыталась проанализировать себя, свои переживания, чтобы понять, что именно в прошедшей аттестации лишило меня покоя. Вот несколько выводов.

  • Мой комплекс «мамы дочери-хорошистки» пошатнулся и разбился вдребезги. Не будь его, мне было бы гораздо проще принимать оценки ниже четверки.
  • Моя голова еще не переключилась с системы, где оценка – это смысл всей учебы.
  • Мое желание «держать марку» перед учителями и завучем не реализовалось. Я поняла, что чувствуют мамы, которых вызывает администрация школы «на ковер».

Все это ужасно, но честно. Конечно, многие подруги утешали меня словами, несущими совершенно здравый смысл: «Вы недавно на СО, это кризисный год, дальше будет легче», «Плюнь на математику , как-нибудь сдадите, главное, она хорошо идет по другим предметам», «Нам сложно, хотя наши дети ходят в школу, а тебе еще сложнее, поэтому не расстраивайся». Этими и многими другими словами я и сама себя пыталась приободрить, когда в горле стоял ком от досады, но ободриться не получалось.

Возвращаться ли в школу?

Думали ли мы вернуться в школу в 7 классе? Безусловно, эта мысль всплывает с каждым разом, когда мы чувствуем, как сложно «держать марку», находясь на семейном образовании и получая всего одну оценку за учебный год, которая сразу идет в аттестацию.

Чтобы понять, нужно ли возвращаться в школу в следующем учебном году, необходимо понять причину плохих оценок. Я пришла к заключениям, помогающим мне увидеть, действительно ли наша попытка учиться по системе, отличной от традиционной, не удалась, и мы дальше не сможем оставаться на СО. Итак, причины наших неудач:

1. Очень маленький процент детей двенадцати лет чувствуют на себе ответственность за учебу и готовы усердно заниматься с полной отдачей самостоятельно. Наша дочь не исключение. В школе у нее был стимул учить уроки, потому что требовали учителя. Перед мамой же она чувствовала себя довольно расслабленно. Поэтому, сколько я ее ни контролировала, уроки она учила вполсилы.

2. Я не требовала отчета о качестве выученного дочерью самостоятельно. Также мне надо было более активно участвовать именно в процессе ее обучения по многим предметам, которые ей сложнее давались.

3. Мы не вовремя начали готовиться к экзаменам. Некоторые предметы мы сдавали вместе с классом, проходя ВПР. Нам необходимо было гораздо раньше начать прорешивать пробные варианты этих работ, чем это сделали мы. На это были причины – нам поздно сказали, что мы можем сдать ВПР для аттестации.

4. Одна оценка. Здесь не нужно большого ума, чтобы понять, что получивший несколько оценок за любые работы или ответы (бывает, достаточно одного правильно выкрикнутого слова), может получить и двойку в текущих, но в четверти и в году ее у него не будет.

5. Большой объем материала. В течение полутора месяцев подростку нужно сдать годовую программу по всем предметам. Это, конечно, не под силу даже взрослому. В нашем случае проблемой было то, что нам не обозначили четких вопросов или тем по каждому предмету, которые будут на экзамене, потому что мы первые в нашей школе из среднего звена, кто учится на СО.

6. Аттестация на семейном образовании дает посмотреть на вещи более объективно. Очень маленький процент детей может действительно хорошо знать абсолютно все школьные дисциплины и сдать их все с первого раза на отлично. Закономерно, что у большинства детей на СО выявятся те предметы, которые у него не идут, в которых он слаб. Нашей дочери, например, ставили четверки и пятерки по математике и английскому, когда она училась в школе. Оказавшись на СО, мы посмотрели правде в глаза: наша дочь не знала эти предметы.

Путевка в жизнь

Почему мы решили продолжить учебу на семейной форме? К этому нас побудило несколько факторов.

Семейное образование активно раскрывает те стороны ребенка (а также и его родителей), которые тормозят процесс личностного роста. Что сразу выявилось у нас? В первую очередь – абсолютное отсутствие осознания ответственности у нашей дочери. Вплоть до переживаний о плохих результатах. Мама плакала о неудачах и тряслась над тем, чтобы дочь прорешала лишний тест, готовясь к экзамену. Пока мама переживает – дочь спокойна.

Каждый ребенок индивидуален. Особенность моей дочери в том, что она чувствует ответственность только перед учителями. Поэтому английский язык – это моя отрада, ведь по этому предмету у нас репетитор! Понятное дело, что отдать мою дочь в школу – будет огромнейшим облегчением для меня, поскольку оценки сразу станут замечательными, но мы потеряем ценную возможность изменяться, работать над собой, учиться преодолевать свои «неохота» и «не хочу».

Почему я так решительно настроена на борьбу с подобными трудностями? Потому что однажды мы проходили определенный этап в нашей жизни, где дочери нужно было научиться брать себя в руки и проявить силу воли для достижения результата. Тогда мы победили, поэтому и в этот раз ожидаем прорыва: с некоторых пор нашим девизом стало известное «Тяжело в учении – легко в бою».

Семейное образование помогает выявить не только слабые стороны, над которыми нужно работать, но и сильные. У ребенка появляется больше возможности раскрывать свои таланты, заниматься тем, к чему лежит душа. Наша дочь начала всерьез увлекаться рукоделием. Она ходит в художественную школу, поэтому не удивительно ее стремление к творчеству. Но, обучаясь в школе, она попросту не имела времени на свои увлечения.

Благодаря тому, что наша дочь начала заниматься по английскому языку с репетитором, она поняла, что ей нравится этот предмет, и он получается у нее. Это еще одна сильная сторона семейного образования – выявление истинного положения вещей. Теперь мы можем больше времени уделить этому предмету и углублять знания нашей дочери в области английского языка.

Время, которое дочь проводит в общении со мной, ценно само по себе. Опыт, передаваемый мной, наши радости и слезы, победы и поражения – это все, во-первых, сближает нас (что так важно для подростков), во-вторых, дает хорошую путевку в жизнь. Мы часто обсуждаем с ней различные ситуации, пытаемся сделать выводы, понять закономерности тех или иных процессов. «Мама, ты из всего пытаешься извлечь урок», - говорит мне моя дочь, при этом понимая, насколько важно сейчас ей усвоить как можно больше истин для дальнейшей жизни.

Переключить мозг

Что мы планируем изменить в следующем учебном году?

Этим летом мы продолжаем занятия с репетитором по английскому. На это нас вдохновляет преподаватель, рассказывая об успехах нашей дочери в этой области (кстати, у нее был достаточно сложный экзамен, состоящий из нескольких частей, который благодаря занятиям с репетитором, она сдала на четверку). Если в прошедшем учебном году мы начали заниматься с репетитором лишь с третьей четверти, то в грядущем планируем делать это постоянно.

К моей великой радости (ведь основную ответственность за учебу дочери ощущаю на себе я), мы нашли выход из непростой ситуации с математикой. Надо сказать, что этот предмет для нашей дочери – иная планета (среди наших родных также все абсолютные гуманитарии). Каждый день я сидела и учила его вместе с ней, мы слушали объяснения преподавателей онлайн, решали задачи и примеры, углублялись в каждую непонятную тему.

Несмотря на все усилия, моя дочь с трудом владеет этим предметом. Поэтому мы решили попросить преподавателя стать нашим репетитором на время подготовки к экзаменам. Поскольку все темы мы учим и решаем самостоятельно, наша дочь нуждается в том, чтобы учитель сделал нужные акценты и понял, как мыслит наша дочь, чтобы направить ее. Этот шаг – большое облегчение и для меня, потому что подготовка к экзамену по этому предмету будет лежать не на моих плечах, и я уверена, что преподаватель даст только нужную информацию для успешной сдачи.

Мы поняли, что и в дальнейшем, если будут возникать трудности по каким-либо предметам, мы будем учить их самостоятельно, а за какое-то время до экзамена посещать репетитора целенаправленно для подготовки к экзамену.

Заранее зная, что мы можем вместо экзамена по определенным предметам сдать вместе с классом ВПР, мы будем искать возможности решить как можно больше вариантов работ при подготовке. Причем делать мы это будем заранее, учитывая опыт прошедшего года.

Моя дочь поняла, что получить тройку в году по предмету, который она плохо выучила, реально. Это был первый горький опыт получения среднего балла в итоговой оценке. Очень хотим и надеемся, что в следующем году и мы и наша ученица будем учитывать это и смелее прилагать усилия для лучшей учебы.

Мы поставили цель в следующем учебном году постепенно ослаблять родительский контроль, помогая тем самым дочери более ответственно подходить к процессу учебы.

Для этого мы планируем составить четкое расписание уроков, как в школе. Если в прошедшем учебном году мы следовали только списку изучаемых предметов (сегодня нужно выучить эти дисциплины, завтра – те, не важно, сколько времени ты на них тратишь), то в дальнейшем будут обозначены часы, с какого по какой изучается тот или иной урок.

Многие родители подростков знают, как тяжело заставить ребенка в таком возрасте не тянуть время. В итоге в конце дня оказывается, что выполнена только половина заданий, запланированных на день. Подростки могут «зависать» буквально на каждом шагу. Это происходит не только с уроками. Надеемся, что у нас получится следовать расписанию, в котором уроки будут укладываться в первую половину дня.

Будем настойчивее просить у учителей по предметам, по которым не будет ВПР, четкие вопросы для экзаменов. В этом году нам отвечали примерно так: «Будет то, что в учебнике». Но ведь выучить наизусть весь учебник (а он у нас не один) невозможно! Поэтому мы планируем приложить усилия, и напрячь учителей дать нам четкие темы или вопросы, по которым мы сможем готовиться к аттестации (как, например, дают для подготовки список четких вопросов перед сдачей экзаменов по билетам).

Я очень хочу, чтобы в следующем году мы исправили все тройки и стали опять хорошистами. Но в то же время мне важно менять и мое восприятие оценок. Мне больше не хочется стрессовать из-за троек, хочется внушить себе, что есть жизнь и за гранью четверки.

Я мечтаю переключить свой мозг на правильный ракурс, чтобы это помогало моей дочери расширять способности, раскрывать таланты и развивать свои сильные стороны, несмотря на то, что по каким-то предметам (скорее всего, по тем, которые ей не пригодятся в жизни) у нее будет стоять средний балл.