«А давайте вы перейдете на семейное образование, - спокойным голосом предложила мне директор, - для многих детей такая форма даже лучше, чем школа, я знаю это по своей дочери». Я сидела и не верила своим ушам: мне казалось, что все будет происходить с точностью до наоборот…
Почему люди переходят на семейное образование
О семейном образовании мы услышали несколько лет назад от друзей, решивших забрать своих детей из школы и обучать их дома. Причиной тому послужили проблемы в отношениях с одноклассниками и учителями у их сыновей. На тот момент мы наблюдали за этой семьей как за первопроходцами и сочувствовали им, когда они рассказывали, какие суммы они тратят на репетиторов для своих детей.
Затем то тут, то там нам на глаза начала попадаться информация о том, как хорошо и полезно детям учиться дома, как легко это и просто, насколько меньше занимает времени и портит нервы. Очень быстро все больше и больше наших приятелей начали отдавать предпочтение образованию в семье. Мы одобряли эту затею, но сами не спешили воплощать ее в жизнь, т.к. основной причиной почти всех, кто начал обучать детей самостоятельно, было недовольство школой, у нас же она была хорошей во всех отношениях и очень нравилась нам.
Слушая рассказы мам, чьи дети ходили в другую школу, я все больше начинала ценить нашу. Все в ней: и учителя, и директор, и даже строгий пожилой охранник мне нравились, дочь чувствовала себя комфортно, к ней относились хорошо, чрезмерных денежных поборов не было. Эти факторы отодвигали наше решение присоединиться к «семейникам» и укрепляли наши отношения со школой. «Если бы к моей дочери так относились в школе, как к вашим детям, мы бы давно ушли из нее!» - было моей реакцией на рассказы приятельниц.
Школы «семейников» не любят
По опыту практически всех наших приятелей мы видели, что работники школ выражают недовольство теми, кто собрался переходить на другую форму обучения, и всячески вставляют палки в колеса таким ученикам. Завучи запугивают сложными экзаменами по всем предметам, директора рассказывают страшные истории тех, кто не справился с самостоятельным образованием, учителя на аттестации пытаются задать вопросы покаверзнее.
Наблюдая за всем, что происходит, мы не спешили наживать себе врагов, хотя понимали, что любая, даже самая лучшая школа не даст того, что дают индивидуальные занятия. Мы всегда были за семейное образование, видели его преимущества, но переходить на него не решались. «Бог взял нас под руки и перевел», - рассказываем мы в шутку тем, кто интересуется, почему все же мы сделали этот шаг.
Как мы дошли до жизни такой
В первые несколько лет обучения нашей дочери в школе у нас никогда не возникало проблем с тем, что мы не ставим ей пробу манту. В 4 классе медсестра нам объявила, что правила изменились и теперь тем, кто не делает манту, необходимо пройти рентген. Два года подряд, как послушные граждане, мы делали дочери снимок легких и приносили заключение о том, что с ребенком относительно туберкулеза все в порядке.
Но в 6 классе мы решили, что не будем облучать дочь ради справки (с легкими у нее всегда было все в порядке) и сказали в школе о своем решении. Наша позиция априори означала войну. Медсестра грозно заявляла о том, что записывает имена не принесших справки, кого через некоторое время перестанут допускать к учебе. Было страшно, потому что воевать не хотелось даже с медсестрой – не раз она шла нам навстречу в разных ситуациях, и я ценила добрые отношения с ней.
Нам не хотелось тратить время и нервы на то, чтобы через суды добиваться своего права водить ребенка в школу без требуемых обследований, хотя такой способ зачастую давал положительные результаты тем, кто решился на него. Мы же подумали, что настало как раз то время, когда нам стоит попробовать семейное образование.
Вначале я сказала классному руководителю дочери о том, что, если нас не допустят к учебе, мы готовы перейти на семейную форму обучения. Мне казалось, что мое предложение будет воспринято агрессивно, но учительница посоветовала не спешить, а поговорить с директором.
На мой вопрос, могут ли допустить моего ребенка к учебе без манту и рентгена, директор сочувственно рассказала мне, что буквально за день до меня к ней приходили из тубдиспансера и ругали ее, как девчонку, за то, что она разрешает таким детям учиться, и угрожали подать на нее в суд. «Получается замкнутый круг, - пожаловалась она, - я нарушаю законодательство, потому что не даю возможность учиться, и так же нарушаю закон, если позволяю это делать без обследований».
И тут же директор предложила нам перейти на семейное образование, как оказалось, даже не общаясь с нашим классным руководителем и не зная о том, что мы уже настроены на эту форму обучения. Приготовленные мною аргументы и убедительные фразы в пользу нашего ухода из школы так и остались невостребованными.
Школьники, но без школы
Наша дочь перешла на семейное образование во второй четверти 6 класса и осталась прикрепленной к школе, в которой училась. Помимо того, что она числится в этом учебном заведении, не посещая его каждый день, она осталась и в том классе, в котором училась и у того же классного руководителя. Нам сказали, что отличается наше положение от других детей тем, мы не посещаем школу каждый день, обучаясь дома.
Завуч рассказала нам о том, что по желанию мы можем пользоваться библиотекой, посещать мероприятия, которые посещает класс дочери, ходить на лабораторные и контрольные работы, получать консультации преподавателей по всем предметам. Раз в год, в мае, мы договорились сдавать экзамены.
Так мы превратились в «семейников». Новая жизнь для нас началась с известия о том, что в нашей школе на семейном обучении находятся только несколько детей из начальных классов и один девятиклассник-двоечник, который проходит лишь те предметы, по которым у него двойки. Опыта образования среднего звена ни у директора, ни у преподавателей не было и мы стали первопроходцами в этом деле.
Организация времени и распорядок дня
Часто от родителей, чьи дети учились дома, я слышала, что четкого графика уроков и распорядка дня у них нет, и каким-то образом все замечательно складывается: все всё успевают, у всех всё получается. Первое время мне казалось, что у нас должно сложиться все точно так же. Однако меня ждало разочарование: моя дочь была уже не в начальной школе и некоторые предметы были достаточно сложными и требовали серьезного подхода, в то же время в ее 12 лет она еще не созрела для того, чтобы почувствовать на себе ответственность за самообразование.
Мы пришли к тому, что распорядок дня нам просто необходим, ведь помимо школьных предметов моя дочь посещает художественную школу и несколько кружков. Началось медленное втягивание в процесс учебы. Моя шестиклассница, привыкшая быть подгоняемой рамками расписания школ и кружков, буквально терялась во времени. В итоге, предметы растягивались, не осваивались, дочь начала отставать от темпа ее одноклассников, с которыми мы шли по одной программе.
Минусы большие и маленькие
Постоянный контроль
Самым сложным моментом в семейном образовании для меня стала необходимость постоянно контролировать дочь. В силу ее темперамента, с самого юного возраста она была склонна «улетать», задумываясь о чем-то во время любых занятий. Теперь мне представилась возможность возвращать мою дочь «на землю», как это делали преподаватели, и напоминать о том, что задачка написана в книге, а не в окне. Как только я расслаблялась и переставала проверять, чем занята моя дочь, наши уроки шли где-то мимо нас.
Со временем я поняла, что этот постоянный контроль изматывает меня. Это стало просто громадным минусом нашего семейного образования. Бесконечные нотации, внушения, уговоры заставляли меня нервничать и порой тихо ненавидеть нашу форму обучения. Я вспоминала, как было просто еще совсем недавно: утром дочь уходила в школу, днем прибегала и убегала в художку, а вечером делала уроки. Училась моя девочка всегда хорошо, преподаватели ее любили за ее покладистый характер – чего еще надо для счастья?!
Аттестация
Плюс ко всему, уже договорившись о том, что сдавать экзамены мы будем один раз в год, меня осенило, что мы выбрали самую сложную форму аттестации. В течение одного месяца наша дочь должна сдать годовую программу по тринадцати предметам. Причем, никаких тренировочных тестов нам не дали и вообще учителя не представляли, какую форму сдачи нам лучше придумать по той или иной дисциплине.
Тоска по школе
Дочь периодически начала вспоминать школьную жизнь и выражать недовольство семейным образованием. Она жалуется то на нехватку общения, то на сложную систему аттестации. Это подливает масла в огонь, я понимаю, что, возвратившись в школу, она очень быстро вспомнит все, чем была не удовлетворена раньше и захочет снова обучаться дома, но мне нужно донести ей это. Не раз мы встречали случаи, когда ребенок с семейного образования переходил в школу, а потом очень быстро возвращался обратно.
Изменения в жизни мамы
Вместе с дочерью я изучаю только те предметы, которые вызывали у нее особые затруднения. Математику мы делаем вместе постоянно, русский – периодически, другие предметы она учит сама, я только контролирую процесс и иногда проверяю качество знаний. Но даже эти несколько часов в день, которые я обязана посвятить школьным предметам, изменили и мой график жизни.
- Во-первых, я практически перестала успевать подрабатывать дома фрилансером. Это одна из граф, которой я почти полностью пожертвовала в пользу учебы дочери.
- Во-вторых, занимаясь младшим ребенком (сыну 4 года), я должна была постоянно держать ухо востро: что сейчас делает моя дочь? Учит уроки или общается с подругой по вотсапу?
- В-третьих, я стала более привязанной к дому, чем была до этого. Любое мое отлучение, пока дочь не созрела и не почувствовала ответственность за образование, чревато недоученными, недопонятыми, сделанными некачественно уроками.
- В-четвертых, в мое обычное расписание добавилась задача следить за тем, чтобы консультации со школьными преподавателями у дочери не накладывались на ее занятия в кружках, мне постоянно нужно созваниваться, списываться с учителями по разным вопросам.
Я ищу способы, как научить моего ребенка учиться, пытаюсь понять, что будет для нее стимулом не растягивать один урок на полдня. Также я понимаю, что сейчас на нас смотрят многие: и педагоги, и родители нашего класса.
Мы первыми из нашей школы проходим этот путь, находясь в среднем звене, и результаты экзаменов моей дочери будут известны многим. Признаться честно, я еще не доросла до равнодушного отношения к тому, какая репутация сложится у меня, как у учителя моей дочери.
Учить ребенка дома – не сахар
«Ну как, твоей дочери стало легче учиться?» «Мой ребенок смотрит на вас и завидует, тоже просится на семейное образование». «Я бы не смогла сама учить своего, нервы точно не выдержали бы!» «Подумай о себе, у тебя же все время уходит на детей!» Такие совершенно разные вопросы и реплики встречаю я в общении с приятельницами – мамами одноклассников моей дочери.
Я не хочу улыбаться и делать вид, что обучение шестиклассника дома – сплошное удовольствие для мамы. Мне не нравится быть учителем и это не мое призвание. Мне хочется больше времени посвятить более интересным делам, и меня совсем не привлекает перспектива вникания в школьные предметы, которые становятся все сложнее и которых становится все больше.
Однако, если верить полководцу, тяжело в учении – легко в бою. Для меня основная и самая большая трудность в семейном образовании – это необходимость работы над собой. Это сродни учению, после которого однозначно будет легче: мне нужно постоянно перестраивать свой мозг, чтобы расставлять приоритеты, я должна работать над собой, чтобы спокойно и без нервов объяснять дочери материал, мне необходимо вместе с ней изучать сложные предметы, чтобы самой понимать их. Все эти моменты – обуза, и одновременно – возможность.
Стоит ли овчинка выделки?
Мы взвыли, когда на семейном образовании начали открываться различные проблемы, которых мы попросту не замечали у дочери, обучавшейся в школе. Это и пробелы в образовании, и отсутствие собранности, и неспособность без постоянного контроля выполнять уроки. Я поняла, что отметки в школе очень часто ставились «от фонаря», усыпляя родительскую бдительность. Так, при наличии пятерок и четверок по предмету, наша дочь его знала на слабую тройку.
Естественно, без легкого шока от таких открытий у нас не обошлось, но мы узнали правду, хоть и не совсем приятную. Теперь у нас есть выбор: отказаться от всех трудностей семейного образования и «задвинуть» дочь обратно, чтобы глаза наши не видели неприятных для нас вещей. Все встанет на свои места, ответственность перейдет к учителям, контролировать нашего ребенка будут школьные звонки, а хорошие отметки будет получать легко и просто. Также у нас есть выбор использовать ситуацию как возможность что-то изменить, работать над слабыми сторонами, помочь нашему ребенку понять важные вещи, повзрослеть, стать немного более зрелой личностью.
Плюсы семейного обучения
Огромным плюсом нашей формы обучения является более глубокое общение с дочерью. Да, у нас возникает сейчас гораздо больше напряжений, чем раньше, но это более качественные отношения, более плодотворные и созидающие.
Часто перед родителями и перед самими детьми стоит дилемма, какую профессию приобретать после школы. Много времени тратится детьми на то, что им не интересно, и что не пригодится в жизни. На семейном образовании у нашей дочери раскрылись стремления ее души, мы увидели, чем ей по-настоящему нравится заниматься, к чему ее тянет, за чем она готова проводить часы и дни напролет. Школа не оставляла нашему ребенку времени на это.
Наконец наша дочь начала вникать в те предметы, которые ей сложно давались в школе, и лучше понимать их. В спокойной обстановке, когда никто не отвлекает, ей легче сосредоточиться. К тому же мы выбираем свой ритм изучения предметов, так, легкие темы мы проходим быстро, а на сложных задерживаемся. Вполне возможно, что оценки у нашей дочери на аттестации будут ниже, чем в школе, но знаний окажется больше.
Таков наш пока еще небольшой опыт семейного образования. У каждого, выбравшего эту форму обучения, будет своя картинка и свое мнение на счет того, стоит ли продолжать учиться дома, или вернуться в школу. На сегодняшний день я могу смело сказать, что семейное образование – это нелегко, но все вложения сил, эмоций, времени и финансов обязательно принесут хорошие плоды всем, рискнувшим обучать своих детей самостоятельно.
Фото - фотобанк Лори