Чтобы ребенок писал грамотно, очень важно не запускать темы с самого начала. Объясню по русскому, но на языке цифр.
В первом классе дети знают (должны знать) около 20 орфограмм. Во втором около 30. В третьем классе около 40-50. В четвёртом около 60-80. Пишу примерно, так как, например, тема "Окончания имён прилагательных" делится на 3 подтемы. Если ребёнок выучил только одну подтему, то сядет на остальных двух.
Какие 20 орфограмм в первом классе?
- жи-ши - это РАЗ.
- чу-щу - это ДВА
- ча-ща - это ТРИ
- Большая буква в начале предложения - это ЧЕТЫРЕ
- Большая буква в именах и фамилиях - это ПЯТЬ
- Большая буква названиях городов - это ШЕСТЬ
- Большая буква в географических названиях (города - отдельная тема. Когда начинаем учить названия рек и т.п., многие дети уважительно пишут Одуванчик, Лес, Море и пр. ) - это СЕМЬ
- Большая буква в кличках животных - это ВОСЕМЬ
- Чк-чн - это ДЕВЯТЬ
- НЩ-ЩН - это ДЕСЯТЬ
- ь знак - показатель мягкости - это ОДИННАДЦАТЬ
- ь знак разделительный - это ДВЕНАДЦАТЬ
- проверяемая безударная гласная - это ТРИНАДЦАТЬ
- непроверяемая безударная гласная (часто она в словарных словах) - это ЧЕТЫРНАДЦАТЬ
- парная согласная в слабой позиции - это ПЯТНАДЦАТЬ
- есть чисто первоклассные темы, например слова, которые начинаются с Э - это ШЕСТНАДЦАТЬ
- Написание йотированных гласных в словах (ЙУра вместо Юра, поЙэдет вместо поедет, и мЙЯчик вместо МЯчик) - это СЕМНАДЦАТЬ
- Написание точки в конце предложения - это ВОСЕМНАДЦАТЬ (УЧИМ СЛЫШАТЬ, где СТАВИТСЯ точка)
- Написание восклицательного знака - это ДЕВЯТНАДЦАТЬ (тоже учим слышать, где этот знак ставится)
- Написание вопросительного знака – это ДВАДЦАТЬ (тоже отдельно УЧИМ слышать)
Если ребёнок не выучил, не закрепил орфограмму, то она всплывёт еще не раз в будущем. Переставляете, сколько потенциальных ошибок накопится, если темы запускать? Потом в средней школе хватаются за голову (многие и в начальной).
Ребёнок написал, например: «Лашатка визёт вос дроф.»
Мама в шоке: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Отличие занятий дома с мамой от занятий с сильным репетитором
Объясню разницу подходов мамы и репетитора. Для мамы высший пилотаж – увидеть, что с ребёнком надо отработать орфограммы "Безударная гласная в корне слова" и "Согласная в слабой позиции".
Знаете, с чего начинает репетитор? Шаги репетитора:
1) Он спрашивает у ребёнка, какие ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ малыш знает. Потому что БЕЗ знания ЭТИХ основ, ребёнок не сможет понять и применить алгоритм правил.
Безударные гласные проверяем УДАРЕНИЕМ. Согласные в слабой позиции – подбираем слово, чтобы после стоял ГЛАСНЫЙ или ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ. БЕЗ понимания различий между ГЛАСНЫМИ и СОГЛАСНЫМИ ребёнок уже будет писать неграмотно.
2) Дальше репетитор узнаёт, какие ребенок знает ЗВОНКИЕ согласные (для грамотного подбора проверочного слова и быстрой самопроверки). Какие ПАРНЫЕ (самые ошибкоопасные). Какие ВСЕГДА глухие.
3) Дальше – умеет ли ребёнок грамотно ставить в словах УДАРЕНИЕ. Слышит ли он его чётко и грамотно. Потому что, если НЕ слышит, то орфограмму "Проверяемая безударная гласная в корне слова" он на "5" не выучит.
4) Следующий шаг – репетитор выясняет, видит ли ребёнок КОРЕНЬ в словах. Потому что БЕЗ этого знания – тоже всё впустую, так как корневые орфограммы – самые коварные.
Далее – приставка, окончание, суффикс (всё надо на автомате видеть).
5) Далее - умеет ли отличать части речи. Так как суффиксы и окончания (особенно – окончания) часто зависят от того, КАКАЯ ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ.
Вот такой разный подход у мамы и репетитора.
Я видела детей в 4-ом классе, которые НИКАК не писали грамотно. Я смотрела ребёнка и расписывала маме всё по книжкам по страничкам, начиная с ПЕРВОГО КЛАССА. Более того - с самых ПЕРВЫХ занятий первого класса: С ГЛАСНЫХ и СОГЛАСНЫХ.
Идти с репетитором по всем основным темам, начиная с первого класса. Где пропуск – быстро латаем. МАМЕ не справиться.
Как избежать репетитора?
Если посыпались двойки – подойти как можно быстрее к учителю. Пусть распишет, где засада. ЧТО ИМЕННО надо повторить или выучить.