Пошел второй год нашего семейного образования. В конце января Лиза, наша 13-летняя дочь, закончила сдавать промежуточную аттестацию, которая длилась два месяца. Если в 6-м классе экзамены у нее были один раз, в конце учебного года, то в 7-м – два раза, по полугодиям. И уже сейчас мы можем подвести некоторые итоги наших побед и поражений, рассказать о новых трудностях и радостях, сопровождающих нас на пути обучения на дому.

Аттестация на семейном обучении 7 класс

Семейное обучение. Фото - фотобанк Лори

Взаимосвязь оценка-учитель

Начались наши экзамены еще в декабре и продлились до конца января с перерывом на зимние каникулы. За это время наша дочь сдала 16 предметов 7-го класса.

В этом году у Лизы добавилось три предмета: геометрия, физика и информатика. Конечно же, я не знала, чего ожидать относительно новых дисциплин ни от дочери, ни от ее сдачи экзаменов, ни от учителей, принимающих эти экзамены.

В этом году мы снова убедились, насколько крепка взаимосвязь оценка-учитель. Чем глубже я погружаюсь в школьную программу, тем очевиднее для меня, что на твердую пятерку выучить все 16 предметов 13-летнему подростку практически невозможно. При желании учитель может легко «завалить» ученика, насколько бы хорошо он ни выучил урок.

Именно желание или нежелание «заваливать» играет ведущую роль в сдаче экзаменов у тех, кто находится на семейном обучении.

Время от времени я слышу рассказы родителей о том, как их детям намерено ставят двойки на аттестациях в школах, где СО не приветствуется, не разрешают пересдавать экзамены, что противоречит закону, всеми силами пытаются убедить мам и пап, что их дитя должно вернуться на очное обучение.

В нашем случае наоборот: к Лизе большинство учителей относится доброжелательно, идет навстречу, не мешает, а помогает в сдаче экзаменов. И даже тех преподавателей, по чьим предметам наша дочь получила тройки, а не четверки и пятерки, мы считаем хорошими хотя бы потому, что они не задались целью поставить двойки.

Это страшное слово «математика»

Кратко ответить на вопрос о том, как мы сдали аттестацию за первое полугодие, можно двумя словами: «Без хвостов». Поскольку в 6 классе мы столкнулись с новым для нас опытом – двойкой и пересдачей экзамена – в этом году мечтой было сдать сложные предметы. И мы были очень рады, что все прошло с первого раза, можно сосредоточиться на занятиях и не тратить силы и время на подготовку к переэкзаменовке.

Сдача декабрьской части предметов порадовала нас своими результатами, это было подарком к Новому году: русский, алгебру и английский Лиза сдала на балл выше, чем в прошлом году.

Необязательные предметы, их у нас пять, обычно сдаются легко, по ним дают выполнить какие-нибудь работы. Немного странным для нас остается предмет ИЗО: наша дочь учится в школе искусств на художественном отделении, но не смотря на это, ее просят приносить на экзамен рисунки по школьной программе. Мы не становимся в позу и не отстаиваем своих прав аттестовываться по ИЗО автоматом – считаем это пустяком, из-за которого не стоит портить отношения.

С таким предметом, как информатика, я в своей жизни столкнулась впервые, т.к., когда училась в школе, его у нас не было. Можно в прямом смысле слова сказать, что информатику я учила вместе с дочерью. Тест Лиза сдала на «отлично». Физика в 1-м полугодии была несложной, по этому предмету наша дочь также получила пятерку.

Больше всего меня страшила геометрия, поскольку с освоением математики в 6 классе у нас были трудности. Получив тройку, дочь немного расстроилась: в экзамене по геометрии она написала правильный ответ, а затем засомневалась и исправила его на неправильный. «Могла бы получить четверку, если бы не эта ошибка», - сетовала она.

Друзья вправляют мозг

По мере взросления наших детей, взрослеем и умнеем мы, родители. А когда ребенок на семейном образовании, процесс идет в разы интенсивнее.

Не так давно я была убеждена, что у моей дочери нет абсолютно никакой склонности к точным наукам, а особенно – к математике. Я сделала такой вывод из того, что, на момент перехода на семейное образование, в школе Лиза имела одинаково хорошие оценки по английскому и математике, а по факту оказалось, что ни тот, ни другой предмет она не знает даже на три. Затем мы начали интенсивно заниматься и английским и математикой, с привлечением репетиторов. В итоге математика у нас осталась на первоначальном уровне, английский же пошел хорошо, быстро и сейчас наша дочь может общаться с носителем языка. Из всего этого я во всеуслышание заключила: «Математика – не наш предмет, и точка».

Когда мой знакомый программист, отец троих детей, услышал это заявление, он пришел в ярость. Он убедил меня в том, что всякий нормально развивающийся ребенок может понять школьную математику.

На самом деле наша проблема заключается в том, что мы не нашли учителя, который смог бы понятно донести этот предмет для нашей дочери.

И мой знакомый был прав. Я проанализировала способности дочери. Ей всегда очень легко давались кристальные пазлы любой сложности и любого размера. Когда я видела, как быстро она собирает любую фигуру, мне казалось, что это простое занятие, пока мы не подарили маленький кристальный пазл нашим друзьям. Семья из трех взрослых и одного подростка не смогла собрать то, на что моей дочери нужно две минуты.

Наблюдая, я увидела и в других сферах «негуманитарные» способности нашей дочери, что еще раз подтверждало идею о «правильном» учителе, который может донести нужный предмет до ребенка. Это помогло нам смелее смотреть в будущее.

Еще раз о плюсах

Первым плюсом нашего образования на дому в этом учебном году явилось изменение отношения дочери к школе искусств. В конце первого полугодия Лиза была на грани бойкота: «На все согласна – только разрешите бросить художку!» Причиной своего бурного нежелания заниматься там она называла постоянно раздраженную и всем недовольную учительницу. Я понимала, что это не может быть аргументом, чтобы наша дочь бросила художественную школу, отучившись ровно половину срока, 2,5 года.

В «художке» нам предложили попробовать учебу по утрам, с теми, кто посещает общеобразовательную школу во вторую смену. Утренняя группа оказалась совсем маленькой – 2 человека, вместе с нашей дочерью стало 3. И - о чудо! Нашу Лизу как будто подменили: учительница по утрам не уставшая и не раздраженная, детей в классе мало (что добавляет и учительнице спокойствия), на улице и в классе светло, это также поднимает настроение, «раньше сели – раньше встали», – в общем, одни положительные эмоции. Сейчас Лиза даже не вспоминает о том, что еще недавно чуть ли не каждый день упрашивала забрать ее из художественной школы.

Еще один плюс – наша дочь научилась шить качественные фетровые сувениры и смогла неплохо для подростка подзаработать на них перед Новым годом.

Лиза четко определила предмет, который ей нравится, и с которым она хотела бы связать свою дальнейшую деятельность – это английский язык. Сейчас у нее есть возможность углубленно изучать его.

На семейном образовании наша дочь учится ответственности. Она понимает, что оценку получить будет непросто, рядом не будет подсказывающих одноклассников, оценка будет всего одна, и она будет стоять в полугодии.

Недавно я похвалила дочь за находчивость. Несмотря на ее застенчивый характер, на все экзамены она ходит сама, общается с учителями, договаривается и т.д. На очередном экзамене по истории Лиза плохо написала тест. Учительница была новой для нее, в тесте дочь не встретила ни одного знакомого вопроса. Когда она почувствовала, что может остаться «с хвостом», она тут же сообразила попросить учительницу переписать экзамен еще раз «по горячим следам». Преподаватель согласилась, благодаря чему дочери не пришлось пересдавать историю позже.

Свободное время для любимых дел – это, пожалуй, очень важный плюс семейного образования, о котором, наверное, говорят чаще всего. Ведь занимаясь любимыми делами и совершенствуясь в них, наши дети лучше понимают себя, им проще найти свое место под солнцем.

Что нас ждет?

Впереди у нас – нелегкое второе полугодие. И мы не сгущаем краски: на изучение материала второго полугодия (по объему такого же, как первого) нам дано всего лишь два месяца. В начале апреля у нас снова начнется аттестация. Так уж составили расписание в нашей школе. Мы понимаем, что все это – наши проблемы, но доброе расположение учителей нас вдохновляет. Однозначно, если бы преподаватели желали, чтобы наша дочь не сдала экзамены на СО, им было бы на руку такое короткое время для подготовки.

В связи с таким поворотом событий я посвятила три дня тому, чтобы составить подробный план действий. Когда я корпела над разработкой каждого предмета, каждой темы, продумывала задание на каждый день, просчитывала и впихивала параграфы и упражнения, чтобы успеть пройти все, мне казалось, этот мой труд можно продать за большие деньги.

Коренным изменением обучения во втором полугодии у нас стал переход с чтения параграфов на просматривание видеоуроков по каждой теме. Всеми силами мне было необходимо сжать информацию по времени и ничего не упустить. Естественно, когда дочь прослушивает тему, например, по алгебре, и, решая задачи, чего-то не понимает, она обращается к параграфу учебника (к маме, к другим видео-урокам и т.д.)

Это эксперимент – серьезная нагрузка на дочь и на всю семью. Нам самим интересно, как мы сможем освоить материал.

На удивление хорошо работает расписанная мной программа уроков: дочь видит все задания наперед и в любой свободный момент может сама сесть и потихоньку учить, прослушивать темы, что-то решать (раньше я давала задания лишь на день).

Мы объяснили дочери, что сейчас для нее особое время, когда она может еще лучше развить свою самостоятельность и ответственность. И видим заметные изменения в нашей девочке: если в 6 классе приходилось держать все под абсолютным контролем, то уже сейчас, во втором полугодии 7 класса, к ней приходит осознание: не выучишь сегодняшний объем, завтра прибавится еще столько же, и упустить ничего нельзя.

Как пройдет наше второе полугодие и как Лиза сдаст очередную аттестацию, интересно и нашим друзьям, и нам самим. Мы обязательно расскажем вам о том, как осилили полугодовую программу за два месяца и каковы итоги нашего вынужденного эксперимента.