В прошлом учебном году директор школы предложила нашей дочери Лизе, учившейся в 6 классе, перейти на семейное образование. Мы давно думали об этой форме обучения, поэтому сразу согласились. Мы пробыли на СО три четверти 6-го класса. На промежуточной аттестации наша дочь, которая всегда была хорошисткой, получила двойку по математике. Нам сообщили, что Лиза переведена в 7 класс условно, т.к. в конце лета или в начале сентября ей предстоит пересдача одного предмета.
Каникулы – не каникулы
Впервые за всю учебу дочери мы вступили в лето с «хвостом», из-за которого не могли полноценно расслабиться и наслаждаться отдыхом от школы. Это было новым неприятным опытом для всей нашей семьи, во-первых, потому, что нам не сказали точную дату пересдачи математики, и мы находились в неопределенности. Во-вторых, потому что нужно было усиленно заниматься в то время, когда мы обычно отдыхали. В-третьих, мы не были уверены, что наши летние занятия дадут положительный результат, ведь мы усердно «грызли» математику и в учебном году. И, наконец, в-четвертых, нужно было выделить некоторую сумму денег на оплату репетитора.
Мы спланировали наш летний отдых с семьей, ориентируясь на подготовку к пересдаче и на предполагаемую дату повторного экзамена. Первую половину лета, когда мы не были в отъезде, Лиза занималась только английским: аттестацию по нему она сдала на «4», и репетитор предложила ей не бросать занятия на каникулах для улучшения результата. Поскольку этот предмет в процессе изучения его на СО нашей дочери понравился, она не сильно уставала от дополнительных уроков, тем более, посещала она их гораздо реже, чем в учебное время.
Со второй половины лета наша дочь начала подготовку к пересдаче математики. Мы наняли репетитором преподавателя, который вел этот предмет в школе у Лизиного класса. Уж кто, как не он, знал, что и как нужно изучить и повторить, чтобы пересдача была успешной! В первое время мне верилось в успех этого дела: а вдруг я, не математик, не смогла донести дочери на нужном языке этот предмет, а у учителя – получится?
Без «хвоста»
Все вокруг убеждали меня, что теперь-то нас ждет прорыв, что причиной нашей неуспешной сдачи математики является мама, не смогшая донести до дочери предмет. И мне хотелось, чтобы так было на самом деле.
Когда Лиза пришла с очередного занятия, передав слова учителя: «Теперь ты подготовлена на четверку», я почувствовала, что удивление и разочарование ожидает не только меня, но и нашего репетитора.
Пересдачу математики Лизе поставили на конец августа. Учитель поставил ей «3» и написал мне сообщение о том, как он расстроен, потому что ожидал, что наша дочь сдаст лучше, а ее глупые ошибки по невнимательности окончательно вогнали его в уныние.
Я была готова к такому исходу, поэтому в сильную депрессию не впала, радуясь, что мы перешли в 7 класс без «хвоста».
Опять двойка
Озарение пришло позже, когда перед началом учебного года меня вызвала к себе для беседы директор школы. Она спросила меня, какую форму обучения мы выбрали в 7 классе, я сказала, что хотим продолжить семейное образование. Больше вопросов у директора не было, она предложила мне написать заявление.
Вопрос задала я. Меня волновала сложившаяся ситуация с математикой. Для меня стало очевидным, что, кто бы и как бы ни занимался этим предметом с нашей дочерью, он для нее остается сложным, непонятным и, осмелюсь сказать, (готова ловить помидоры) – ненужным. Уже сейчас мы практически на 100% уверены, что Лиза не будет поступать в то учебное заведение, где будет нужна математика. Я спросила, можно ли придумать какую-то упрощенную схему получения оценок по этой дисциплине, например, получать не одну, а несколько отметок в течение года, чтобы потом вывести среднюю.
Раз уж я сама затронула эту тему, директор, решила открыть мне тайну: «На самом деле, у вашей дочери и на пересдаче должна была стоять двойка, учитель сказал, что он сжалился и поставил тройку». Эта новость, с одной стороны, меня шокировала, с другой – еще больше прояснила ситуацию.
Система
Только спустя почти год обучения моей дочери вне стен школы я начала осознавать, насколько система, в которой вынуждены находиться наши дети, мешает их развитию. До этого я понимала это умом, но не так глубоко, как сейчас.
Я просто рассказала директору и комиссии, сидевшей в кабинете, факты, из нашей действительности:
1. Дочь до 6 класса училась хорошо по всем предметам.
2. Все предметы и саму учебу дочь всегда ненавидела, хотя в отношениях с классом и с учителями было все отлично.
3. Когда начали учиться дома, выяснилось, что ни английский, ни математику она не знает (по этим предметам тоже стояли четверки и пятерки).
4. Начали учить с репетитором английский и математику, по английскому наша дочь показала отличные результаты и полюбила предмет, математика осталась для нее загадкой и никакие занятия ни с какими учителями не принесли пользы.
5. Весь парадокс в том, что, учись наша дочь сейчас в школе, она бы уделяла математике и английскому в разы меньше времени, чем на СО, знала бы эти предметы на чистую двойку, но имела бы по-прежнему четверки.
Конечно, учителя, завуч, директор не имели права согласиться со мной и сказать, мол, действительно, давайте вы будете делать акцент на том предмете, который вам действительно нужен, пригодится в жизни и интересен.
Мне напомнили о системе, о том, что математика – обязательный предмет, что нужно его учить ради того, чтобы сдать на экзамене в 9 и в 11 классах. По сути, все сводится к необходимости тратить время, силы, деньги, нервы на то, что не получается, как ни старайся, не нравится, неинтересно и уже понятно, что не пригодится в жизни (думаю, не многим из вас пригодилась математика за 6 класс) ради того, чтобы сдать экзамены, потому что так задумана система.
Спустя год самостоятельного обучения дочери я поняла, насколько полезнее было бы делать акцент в образовании детей, используя все ресурсы для того, чтобы усиливать те стороны, которые уже сильны, развивая ребенка в том, что действительно «его», открывая тем самым для него возможности для его будущего.
Не знаю, как вас, а меня смущает то, что мы постоянно должны жертвовать нужным ради ненужного. Мы привыкли к стандартным фразам, типа: «Неизвестно, что пригодится в жизни» и т.п. Но практически каждый из нас, взрослых, отдает себе отчет в том, что основная масса информации, на которую положено 11 лет жизни, им не пригодилась, а те знания, которые им были важны для дальнейшего развития и работы, они получали в других местах и из других источников. Это я стала осознавать только через год СО, когда моя голова постепенно начала проветриваться от рамок системы.
Про священника и его детей
В связи с этим я вспомнила свое детство. В нашем поселке жил священник. Он и его жена были музыкантами, окончили консерваторию. У них было четверо детей. Вместе с их старшим сыном я училась в музыкальной школе. Он был виртуозом. Их дочь училась в школе с моим братом и в старших классах практически перестала посещать занятия.
Основное время эти люди посвятили музыке. Всегда, когда я проходила мимо их дома, я слышала, как кто-то из детей занимается на пианино. Они выбрали свой путь. Пусть они не стали отличниками по всем предметам и не окончили школу на золотую медаль. Но они стали лучшими в той сфере, которая была их страстью. Они получили «путевку в жизнь», став специалистами в определенной области. Неизвестно, что стало бы с их талантом, начни они беспокоиться обо всем, что диктует система и тратить время и силы на изучение предметов ради экзаменов, а не ради их действительной необходимости.
А как оканчивают школу спортсмены? Разве могут они полноценно совмещать учебу в школе и большой спорт? Радует, что выход из системы есть, есть лояльность, гибкость, где-то – понимание учителей и директоров. Без этого ведь никто, серьезно посвятивший себя чему-то с детства, не смог бы получить аттестат.
Еще в советское время, когда я училась в школе, учитель по химии говорил нам: «Дети, почти никому из вас в жизни не пригодится этот предмет, так ответьте мне хотя бы что-нибудь, чтобы я поставил вам тройку и не портил табель».
Без фанатизма
Конечно же, мы ни в коем случае не бросили заниматься алгеброй и геометрией. И не уменьшили значимость этих предметов как таковых. Просто я поняла, что все переживания о математике, которыми я терзала себя в прошлом году, абсолютно не принесли никакой пользы, и в разрезе образования моей дочери решила относиться к этому предмету более спокойно.
Сейчас я учусь не нервничать от того, что Лиза чего-то не может понять или вчера понимала, а сегодня снова не понимает, не рвать волосы от отчаяния, если у моей дочери, творческой натуры, в какой-то момент вдруг два плюс два получается пять.
Поскольку все наши прошлогодние «вылезания из кожи» дали нулевой результат (точно такой же, как если бы мы не тратили время, нервы, силы и деньги на занятия математикой), в этом году мы будем относиться к алгебре так же, как и к другим предметам: учить ее, но не зацикливаться.
Как мы учимся
У нас есть четкое расписание предметов на учебную неделю, которого мы строго придерживаемся. Мы следим за темпом нашего класса, чтобы не отставать от программы школы.
Я рассчитала, в каком режиме и по сколько параграфов необходимо проходить за урок по каждому предмету. Наш учебный процесс включает занятия самостоятельные, со мной, с репетитором, а также прослушивание видеоуроков.
Если в прошлом году мы сдавали аттестацию один раз, то в этом нас ожидают экзамены по полугодиям. Возможно, в какой-то степени такой формат будет удобнее.
Особое внимание мы уделяем английскому языку. Этот предмет наша дочь хочет изучать углубленно. Четыре урока английского в неделю Лиза берет у репетитора, делает домашние задания, читает английскую литературу. В ближайшее время у нашей дочери появится возможность общаться с носителем языка, чтобы развивать свои способности.
Мы с Лизой проанализировали свои ошибки в процессе обучения в прошлом году, написали списки того, что мы должны обязательно исправить. Например, в списке дочери есть такие пункты, как: «не растягивать время», «не отвлекаться», среди моих ошибок: «еще больше усиливать изучение предметов, в которых дочь сильна, и не нервничать из-за слабых», «не допускать напряжения в отношениях с дочерью из-за учебы». Это помогает нам держать ориентир, не наступать на одни и те же грабли.
Хочется ли в школу?
Этот вопрос часто задают моей дочери друзья и знакомые. Я также периодически интересуюсь, как она себя чувствует, не желает ли вернуться в стены школы. Лиза честно отвечает мне, что иногда ей хочется бросить СО по нескольким причинам:
1. В школе легче получать хорошие оценки, даже, если ты не знаешь предмет.
2. К 1 сентября для школы покупают все новенькое.
3. В школе весело.
Конечно же, наша дочь прекрасно понимает, что все эти причины, привлекающие ее, не стоят того, чтобы сейчас возвратиться в школу. Поэтому она в этом учебном году снова выбрала семейное образование. Мы не исключаем, что могут появиться обстоятельства, из-за которых Лиза вернется к очному обучению.
Я сталкиваюсь с множеством мнений относительно нашего СО. Кто-то считает, что невозможно без школы организовать образовательный процесс для ребенка, кто-то убежден, что жизнь неполноценна без компании одноклассников, а кто-то и вовсе крутит у виска: «Зачем ты взвалила на себя учебу дочери?». Но встречаются и люди с положительным опытом, чьи дети уже благополучно отучились дома, также есть учителя, которые рассказывают о том, что видят систему изнутри и планируют в средней школе переводить своих детей на семейное образование.
Мы очень надеемся, что 7-й класс нам дастся легче, чем 6-й, сейчас мы готовимся к первой аттестации, которая будет проходить в декабре. Конечно, я волнуюсь о том, сдаст ли Лиза сложные для нее предметы на этот раз. Мы будем очень стараться и расскажем вам о результатах в следующей статье.
Фото - фотобанк Лори