Подготовка к беременности, планирование пола ребенка, зачатие, лечение бесплодия, ЭКО Календарь беременности по неделям. Здоровье, питание, образ жизни будущей мамы Роды, рейтинг роддомов, обезболивание, кесарево сечение, муж на родах Календарь развития ребенка от рождения до года. Здоровье младенца, детское приданое Воспитание, здоровье и развитие ребенка от 1 до 3 лет Воспитание, здоровье и развитие ребенка от 3 до 7 лет. Детский сад Здоровье школьника, обучение и развитие, все школьные вопросы Грудное вскармливание, детское питание, кулинарные рецепты для семьи Второй ребенок. Братья и сестры. Многодетная семья. Близнецы Семейные отношения, здоровье женщины, мода, интимная жизнь. Самомамы, приемные дети, особые дети. Домашнее хозяйство Семейный досуг, отпуск, семейные праздники, рукоделие Библиотека - книги для детей и родителей
 

 

Репетиторство: «необходимое зло» или «дорогая безделушка»?

Можно ли (и нужно ли) прожить в наше время без репетитора?

 

Когда я учился в выпускном классе (я закончил школу в 1999 году), то из моих одноклассников репетитор был только у одной девушки. Ей требовался хороший английский, а ее папа был директором крупного завода.

 

Сейчас мы наблюдаем противоположную картину: редкий школьник не посещает репетитора, а многие – и не одного. Ситуация, прямо скажем, странная, и в этой статье я постараюсь ответить на вопросы «почему?» и «что делать?»

 

Почему школьникам нужны репетиторы

 

Прежде чем перейти к разбору самого интересного и сложного явления – когда репетиторов нанимают для неглупых и способных учеников – я разберу более простые ситуации.

 

Ситуация первая – ученик (или его родители) хочет научиться играть на варгане / нужен уровень языка намного выше школьного и т.п. Очевидно, что в этом случае требуются компетенции, которые обычная школа дать просто не в состоянии.

 

Другая ситуация – учителя (иногда с согласия или по прямому указанию директора) объясняют, что не обязаны заниматься с каждым учеником, поэтому без дополнительных (платных, разумеется) занятий не обойтись. Бывает, что на таких «уроках» занимаются целыми классами. Это подрывает веру в людей, и долг родителей – стать супергероями и победить порочную систему при помощи СМИ и правоохранительных органов. К счастью, такое встречается нечасто.

 

Еще встречаются случаи педагогической запущенности, когда «из жалости» не оставили на второй год/поставили тройку вместо двойки / «перевели из другой школы, где был слабый учитель». С этими тоже понятно.

 

Теперь, наконец, перейдем к главному вопросу: почему большинство вынуждено пользоваться услугами репетиторов по школьным предметам для усвоения материала в рамках школьной же программы?

 

Если для того, чтобы учиться в школе, нужен репетитор, то возможны два варианта:

  1. Ученик не в состоянии усвоить материал, и ему нужен помощник
  2. Того, что дает школа, недостаточно, чтобы в ней учиться.

 

Причина №1 «не катит», т.к. в наше время тех, кто с репетитором занимается, гораздо больше, чем тех, кто не занимается (впору делать про них отдельный материал). Отличники берут дополнительные занятия, чтобы получать свои пятерки и хорошо сдать экзамены, хорошисты – чтобы не получать тройки, двоечники – чтобы закончить без двоек и догнать программу. Если бы основной причиной была первая, то, во-первых, с репетитором бы занимались немногие (т.к. программа рассчитана на среднего ученика), во-вторых – в обычной школе было бы много детей с явными задержками развития. Можно, конечно, предположить, что «ученик нынче пошел не тот», но я в это не верю.

 

Остается вторая причина, и здесь-то становится действительно интересно.

 

Получается, что задача репетитора – научить тому, что школа не дает, но требует с ученика.

 

«Невероятно, но факт». Кто занимается репетиторством? Те же школьные учителя. Но почему такое вообще возможно?

 

Думаю, что для этого есть две причины:

 

 

1. Высокие (завышенные) требования для получения той или иной оценки:

 

  • Преувеличенное внимание к форме выражения мысли: написал 2*3 вместо 3*2 – ошибка, зачеркнул – пятерки уже не видать. Хотя при этом, как правило, понятно, освоил ученик тему или нет. Однажды я занимался репетиторством с шестиклассником. Мы начали с диктанта: я читаю текст, а он пишет …и трясется. Оказалось, что учительница снижала оценки за исправления и зачеркивания. В таких случаях я не вижу ничего плохого и непедагогичного в том, чтобы объяснить, что «училка – дура» (напротив, это она позорит мою профессию) и учиться у нее – не на всю жизнь. А еще, как сказал один уважаемый мной человек про подобные ситуации, «за детей надо бороться»;
  • Школа дает слишком много ненужных знаний (и ученик понимает, что они не нужны) и требует их воспроизведения. Сейчас молодежь за счет доступа к всемирной паутине намного более критично настроена к миру и входящей информации, чем мы, у них есть возможность выбирать, какую информацию потреблять, они понимают, что может быть полезно и интересно (благодаря видеоблогерам и видеоурокам), поэтому принцип «стерпится-слюбится» (в смысле «неинтересно, но нужно учить (для общего развития)») уже вызывает пусть внутренний, но протест;

 

 

2. Низкое качество преподавания:

 

  • учитель не в состоянии сделать непонятное понятным, т.к. в школу сейчас из-за небольшой зарплаты при огромной ответственности нередко идут те, кто не смог устроиться на лучшие условия;
  • в школе скучно учиться. Современная жизнь с ее технологиями, доступной информацией и невероятной скоростью изменения всего намного интереснее школы, на которую не хочется тратить время;
  • система преподавания безнадежно устарела, и это бросается в глаза. Сейчас заинтересованный ученик в состоянии за короткий срок «занишеваться» (выбрать свою отрасль деятельности) и стать бОльшим специалистом, чем его престарелая учительница (причем ученик будет владеть не только общими знаниями, но и последними достижениями). Возникает естественное недоверие к компетенции учителя и тем знаниям, которые он или она дает. Зачем учить что-то еще, если это не нужно? Ученик отстает, и нужен репетитор;
  • экономия на образовании – школы объединяют, классы увеличивают, педагогов перегружают часами. Когда учеников 20, с ними нелегко, а когда их 30 или 40? Добавьте к этому большую нагрузку на учителя (хотя при таких цифрах уместнее говорить «перегрузка»)– часто не 20, а 30, а то и все 40 часов в неделю (а еще тетради, а еще готовиться к урокам, а еще отчетность – поневоле поймешь фразу одной педагогини: «Я не женщина, я физик»). О каком индивидуальном подходе можно говорить? Понятно, что учителя не хотят «заморачиваться» при таких условиях работы, ведь репетиторством они заработают больше при меньшей нервотрепке. Получается, что в этой ролевой игре школьный учитель превращается в репетитора и после уроков доучивает за деньги тому, чему не научил на уроках.

 

Зачем нужны репетиторы

 

Есть и другие причины, но они скорее психологического характера и связаны с «тараканами» в головах у родителей.

 

Одна из них – это нежелание заниматься с ребенком. Проще заплатить деньги репетитору, чем разбираться в вопросе самому. Тут уместна аналогия с туристической поездкой. Можно поехать отдыхать по турпутевке, а можно – самому. В последнем случае придется изучать информацию, договариваться, писать, звонить… Это будет «сделай сам», но зато намного интереснее и веселее (и, скорее всего, дешевле). А можно положиться на волю туроператора. Будет дороже (не всегда), но проще, по стандарту и «как у людей». Только совершенно не факт, что именно вам такой вариант подойдет. То же самое с репетиторством: это ваш ребенок, и вы достаточно хорошо его знаете, чтобы разобраться, что именно ему нужно, и помочь (или понять, что вы помочь не сможете, и обратиться к специалисту).

 

Другая психологическая причина – это «мода» на репетиторов. Сейчас силен стереотип, что в школе ребенка ничему не научат. И, конечно, желание «быть как все»: если у моего ребенка нет репетитора, то я неполноценный/мой ребенок не получит нужные знания / не поступит в вуз мечты (его или моей) и т.д. При этом есть семьи, в которых дети без дополнительных уроков учатся не хуже своих «репетируемых» одноклассников.

 

 

Так все-таки нужен ли репетитор?

 

Ответ простой: он нужен только тогда, когда без него не обойтись, а это уже каждый решает для себя. Если есть большое отставание, то, скорее всего, нужен. Хотя, возможно, имеет смысл начать с другого специалиста. В моей практике был случай, когда я оказался бессилен. Педагогическая запущенность была следствием неправильно выстроенных отношений и приоритетов в семье. Я так и сказал: это не по моей части, вам нужен семейный психолог.

 

Еще родители должны ответить на ключевой вопрос: насколько им важно играть в игру под названием «современная школа»? Если важно – скорее всего, репетитор нужен (причины см.выше). Если нет – ситуация существенно упрощается.

 

В этом случае лучше всего «забить» на оценки и научить ребенка этому же. Юное создание должно относиться к оценкам как к какому-то показателю, который нужно просто поддерживать на минимальном уровне (все равно что мыть голову не реже, чем, например, раз в 2 дня), при этом ребенок должен знать, что Вы его любите и поддерживаете независимо от цифры в дневнике. Обычно на тройки несложно учиться и репетитор вовсе не нужен. Не забывайте, что многие талантливые и гениальные люди выросли из троечников.

 

При этом родители должны научить ребенка самостоятельно получать знания и использовать их (к сожалению, школа вряд ли этому научит).

 

И будет совсем хорошо, если ребенок имеет увлечение, которое станет его профессией (чем раньше человек определится со своим призванием, тем лучше) – в этом случае логика очень простая: нужно тратить драгоценное время на необходимое (овладевать специальностью), а остальное – по остаточному принципу.

 

Мы живем в сложное время и в сложных условиях, ведь государству выгодна сложившаяся ситуация: на школу можно тратить мало денег, при этом дети получают какое-никакое образование; учителя с низкими зарплатами имеют возможность питаться «подножным кормом» в виде репетиторства. Система эта далека от идеала и даже местами опасна. Задача родителей – получить от нее максимум пользы и избежать повреждений. И вкладываться в своего ребенка – поддержать, купить компьютерную программу, провести время вместе или нанять репетитора, если этот инструмент необходим для достижения цели.

 

Фото - dreamstime

Дата публикации 31.01.2018
Автор статьи:
реклама
комментарии