Можно ли (и нужно ли) прожить в наше время без репетитора?
Когда я учился в выпускном классе (я закончил школу в 1999 году), то из моих одноклассников репетитор был только у одной девушки. Ей требовался хороший английский, а ее папа был директором крупного завода.
Сейчас мы наблюдаем противоположную картину: редкий школьник не посещает репетитора, а многие – и не одного. Ситуация, прямо скажем, странная, и в этой статье я постараюсь ответить на вопросы «почему?» и «что делать?»
Прежде чем перейти к разбору самого интересного и сложного явления – когда репетиторов нанимают для неглупых и способных учеников – я разберу более простые ситуации.
Ситуация первая – ученик (или его родители) хочет научиться играть на варгане / нужен уровень языка намного выше школьного и т.п. Очевидно, что в этом случае требуются компетенции, которые обычная школа дать просто не в состоянии.
Другая ситуация – учителя (иногда с согласия или по прямому указанию директора) объясняют, что не обязаны заниматься с каждым учеником, поэтому без дополнительных (платных, разумеется) занятий не обойтись. Бывает, что на таких «уроках» занимаются целыми классами. Это подрывает веру в людей, и долг родителей – стать супергероями и победить порочную систему при помощи СМИ и правоохранительных органов. К счастью, такое встречается нечасто.
Еще встречаются случаи педагогической запущенности, когда «из жалости» не оставили на второй год/поставили тройку вместо двойки / «перевели из другой школы, где был слабый учитель». С этими тоже понятно.
Теперь, наконец, перейдем к главному вопросу: почему большинство вынуждено пользоваться услугами репетиторов по школьным предметам для усвоения материала в рамках школьной же программы?
Если для того, чтобы учиться в школе, нужен репетитор, то возможны два варианта:
- Ученик не в состоянии усвоить материал, и ему нужен помощник
- Того, что дает школа, недостаточно, чтобы в ней учиться.
Причина №1 «не катит», т.к. в наше время тех, кто с репетитором занимается, гораздо больше, чем тех, кто не занимается (впору делать про них отдельный материал). Отличники берут дополнительные занятия, чтобы получать свои пятерки и хорошо сдать экзамены, хорошисты – чтобы не получать тройки, двоечники – чтобы закончить без двоек и догнать программу. Если бы основной причиной была первая, то, во-первых, с репетитором бы занимались немногие (т.к. программа рассчитана на среднего ученика), во-вторых – в обычной школе было бы много детей с явными задержками развития. Можно, конечно, предположить, что «ученик нынче пошел не тот», но я в это не верю.
Остается вторая причина, и здесь-то становится действительно интересно.
Получается, что задача репетитора – научить тому, что школа не дает, но требует с ученика.
«Невероятно, но факт». Кто занимается репетиторством? Те же школьные учителя. Но почему такое вообще возможно?
Думаю, что для этого есть две причины:
1. Высокие (завышенные) требования для получения той или иной оценки:
- Преувеличенное внимание к форме выражения мысли: написал 2*3 вместо 3*2 – ошибка, зачеркнул – пятерки уже не видать. Хотя при этом, как правило, понятно, освоил ученик тему или нет. Однажды я занимался репетиторством с шестиклассником. Мы начали с диктанта: я читаю текст, а он пишет …и трясется. Оказалось, что учительница снижала оценки за исправления и зачеркивания. В таких случаях я не вижу ничего плохого и непедагогичного в том, чтобы объяснить, что «училка – дура» (напротив, это она позорит мою профессию) и учиться у нее – не на всю жизнь. А еще, как сказал один уважаемый мной человек про подобные ситуации, «за детей надо бороться»;
- Школа дает слишком много ненужных знаний (и ученик понимает, что они не нужны) и требует их воспроизведения. Сейчас молодежь за счет доступа к всемирной паутине намного более критично настроена к миру и входящей информации, чем мы, у них есть возможность выбирать, какую информацию потреблять, они понимают, что может быть полезно и интересно (благодаря видеоблогерам и видеоурокам), поэтому принцип «стерпится-слюбится» (в смысле «неинтересно, но нужно учить (для общего развития)») уже вызывает пусть внутренний, но протест;
2. Низкое качество преподавания:
- учитель не в состоянии сделать непонятное понятным, т.к. в школу сейчас из-за небольшой зарплаты при огромной ответственности нередко идут те, кто не смог устроиться на лучшие условия;
- в школе скучно учиться. Современная жизнь с ее технологиями, доступной информацией и невероятной скоростью изменения всего намного интереснее школы, на которую не хочется тратить время;
- система преподавания безнадежно устарела, и это бросается в глаза. Сейчас заинтересованный ученик в состоянии за короткий срок «занишеваться» (выбрать свою отрасль деятельности) и стать бОльшим специалистом, чем его престарелая учительница (причем ученик будет владеть не только общими знаниями, но и последними достижениями). Возникает естественное недоверие к компетенции учителя и тем знаниям, которые он или она дает. Зачем учить что-то еще, если это не нужно? Ученик отстает, и нужен репетитор;
- экономия на образовании – школы объединяют, классы увеличивают, педагогов перегружают часами. Когда учеников 20, с ними нелегко, а когда их 30 или 40? Добавьте к этому большую нагрузку на учителя (хотя при таких цифрах уместнее говорить «перегрузка»)– часто не 20, а 30, а то и все 40 часов в неделю (а еще тетради, а еще готовиться к урокам, а еще отчетность – поневоле поймешь фразу одной педагогини: «Я не женщина, я физик»). О каком индивидуальном подходе можно говорить? Понятно, что учителя не хотят «заморачиваться» при таких условиях работы, ведь репетиторством они заработают больше при меньшей нервотрепке. Получается, что в этой ролевой игре школьный учитель превращается в репетитора и после уроков доучивает за деньги тому, чему не научил на уроках.
Есть и другие причины, но они скорее психологического характера и связаны с «тараканами» в головах у родителей.
Одна из них – это нежелание заниматься с ребенком. Проще заплатить деньги репетитору, чем разбираться в вопросе самому. Тут уместна аналогия с туристической поездкой. Можно поехать отдыхать по турпутевке, а можно – самому. В последнем случае придется изучать информацию, договариваться, писать, звонить… Это будет «сделай сам», но зато намного интереснее и веселее (и, скорее всего, дешевле). А можно положиться на волю туроператора. Будет дороже (не всегда), но проще, по стандарту и «как у людей». Только совершенно не факт, что именно вам такой вариант подойдет. То же самое с репетиторством: это ваш ребенок, и вы достаточно хорошо его знаете, чтобы разобраться, что именно ему нужно, и помочь (или понять, что вы помочь не сможете, и обратиться к специалисту).
Другая психологическая причина – это «мода» на репетиторов. Сейчас силен стереотип, что в школе ребенка ничему не научат. И, конечно, желание «быть как все»: если у моего ребенка нет репетитора, то я неполноценный/мой ребенок не получит нужные знания / не поступит в вуз мечты (его или моей) и т.д. При этом есть семьи, в которых дети без дополнительных уроков учатся не хуже своих «репетируемых» одноклассников.
Так все-таки нужен ли репетитор?
Ответ простой: он нужен только тогда, когда без него не обойтись, а это уже каждый решает для себя. Если есть большое отставание, то, скорее всего, нужен. Хотя, возможно, имеет смысл начать с другого специалиста. В моей практике был случай, когда я оказался бессилен. Педагогическая запущенность была следствием неправильно выстроенных отношений и приоритетов в семье. Я так и сказал: это не по моей части, вам нужен семейный психолог.
Еще родители должны ответить на ключевой вопрос: насколько им важно играть в игру под названием «современная школа»? Если важно – скорее всего, репетитор нужен (причины см.выше). Если нет – ситуация существенно упрощается.
В этом случае лучше всего «забить» на оценки и научить ребенка этому же. Юное создание должно относиться к оценкам как к какому-то показателю, который нужно просто поддерживать на минимальном уровне (все равно что мыть голову не реже, чем, например, раз в 2 дня), при этом ребенок должен знать, что Вы его любите и поддерживаете независимо от цифры в дневнике. Обычно на тройки несложно учиться и репетитор вовсе не нужен. Не забывайте, что многие талантливые и гениальные люди выросли из троечников.
При этом родители должны научить ребенка самостоятельно получать знания и использовать их (к сожалению, школа вряд ли этому научит).
И будет совсем хорошо, если ребенок имеет увлечение, которое станет его профессией (чем раньше человек определится со своим призванием, тем лучше) – в этом случае логика очень простая: нужно тратить драгоценное время на необходимое (овладевать специальностью), а остальное – по остаточному принципу.
Мы живем в сложное время и в сложных условиях, ведь государству выгодна сложившаяся ситуация: на школу можно тратить мало денег, при этом дети получают какое-никакое образование; учителя с низкими зарплатами имеют возможность питаться «подножным кормом» в виде репетиторства. Система эта далека от идеала и даже местами опасна. Задача родителей – получить от нее максимум пользы и избежать повреждений. И вкладываться в своего ребенка – поддержать, купить компьютерную программу, провести время вместе или нанять репетитора, если этот инструмент необходим для достижения цели.
Фото - dreamstime