Воспитание детей – дело непростое. Малышам трудно понять взрослые проблемы, ведь они живут эмоциями и настроением – и строгие нотации родителей не всегда имеют эффект. В мире существует много воспитательных методик и систем – но все они бессильны, пока мы не научимся говорить со своими детьми на одном языке. И такой универсальный язык есть – это язык сказки.
Обмен историями – древнейший способ передачи опыта от старых поколений к новым. Именно на лечебном потенциале сказок основан всемирно известный метод воспитания – сказкотерапия.
Мы спросили детского психолога Ирину Терентьеву, основателя портала «Детология», о том, от чего конкретно помогает сказкотерапия, какие проблемы она поможет решить.
«Расскажу об основных «зонах применения» сказок.
- Работа с детскими страхами – страхами темноты, смерти, одиночества (по данным исследователей, более 60% детей страдают чрезмерными страхами)
- Помощь в подготовке к новым событиям в жизни. Например, ребёнок идёт в садик, школу, у него рождается младший братик или сестричка
- Коррекция коммуникативных проблем: непослушание или конфликты со сверстниками, любые взаимодействия с другими людьми – большими и маленькими
- Самообслуживание: гигиена, чистка зубов, умение убираться, одеваться, делать работу по дому
- Мотивация на обучение
- Релаксация, настрой на спокойный сон
- Изучение основ безопасности жизни. Вместо того, чтобы читать ребёнку нотации, как опасно убегать от мамы на улице, мы просто рассказываем про это сказку – и это гораздо эффективнее».
Наблюдая за приключениями героев, ставя себя на их место и делая выводы, малыш научится правильно расставлять приоритеты, быть самостоятельным, управлять эмоциями.
Ирина Терентьева, психолог-сказкотерапевт, рекомендует:
«Вопросы должны быть безоценочные. Мы не спрашиваем ребёнка о том, хорошо или плохо герой поступил. Мы говорим только о фактах – о том, к чему привели эти поступки. Возьмём сказку «Федорино горе». Не нужно говорить ребёнку, что Федора такая плохая, что даже посуда от неё убежала. Нужно спросить, почему так произошло, что она делала не так… Выводы ребёнок сделает сам. Не нужно делать выводы за него, не нужно давать оценки. Сказочное пространство само поможет ребёнку правильно проанализировать ситуацию».
Основатель Института сказкотерапии, одна из изобретателей и популяризаторов метода в России, психолог Татьяна Зинкевич-Евстингеева подчеркивает, как важен креативный аспект при работе со сказкой:
«Сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизации сказок (творческий аспект) позволят высвободить творческую энергию воображения. Все это силы, которые помогут ребенку осознать и конструктивно изменять свое поведение».
Родителям важно помнить, что чтение сказки должно быть интерактивным. Нужно быть вовлеченными в процесс наравне с ребенком – задавать вопросы, обсуждать происходящее. Дети очень любят играть в элементы сказок, додумывать и менять сюжетные линии, придумывать новые, весёлые детали. Не ленитесь разбудить в себе творческое начало, сочиняйте сказки вместе с ребёнком, играйте, фантазируйте – и сказка оживет прямо на глазах и поможет в решении ваших проблем.
Начать практиковать сказкотерапию на дому помогут книги серии «Сказки малышам с рекомендациями для родителей». Психолог-сказкотерапевт Ирина Терентьева разделила классические сказки из золотого фонда детской литературы на разделы, снабдила полезными подсказками и готовыми вопросами для обсуждения с ребёнком. В оглавлении указано, сколько времени займет чтение и обсуждение каждой сказки.
Психологи утверждают, что сказкотерапевтом для своего ребенка может стать каждый. Придумывая сказки, главным героем в которых будет персонаж, похожий на вашего ребёнка, можно решать конкретные проблемы, актуальные в данный момент. Сказки помогают щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что ваш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема.