Продолжение. Начало здесь »»
День седьмой. 29 июля 2019
Всю ночь ветер раскачивал палатку так, что она ходила ходуном, и временами мне казалось, что гибкие стойки палатки вдвое сгибаются под напором ветра. Встали в 7:30 с ощущением, что мы не переночевали, а перезимовали – такой холодной была ночь. Внутри палатки было градусов 6, не больше.
С наслаждением помылись теплой водой, забились в теплую кухню, позавтракали манной кашей. В 9:35 налегке, оставив палатки, выехали к Нордкаппу.
Все знают, что Нордкапп - самая северная точка Европы. Но не все знают, что на самом деле соседний мыс уходит к северу ещё дальше, примерно метров на 500. Просто Нордкапп оказался удобнее для строительства музея, видовой площадки и огромной автостоянки. Он представляет собой плато, отвесно обрывающееся в море с высоты 500 метров. Очень зрелищно, а со стороны выглядит ещё лучше.
К реально самой северной точке проложен пеший маршрут. Он не очень сложный, но длинный. 9 км туда и столько же обратно по камням, грязи, лужам и ручьям. Трезво оценивая свои силы, мы понимали, что поход займет как минимум часов шесть. Никто из детей не выразил энтузиазма отправиться в столь долгий и трудный путь, мы не стали настаивать. Решено было сначала отвезти детей в музей Нордкаппа, где они смогут нас подождать.
Въезд на самый мыс, где расположен музей – платный, и очень дорогой. Пришлось заплатить 845NOK (6250 руб.) за пропуск. Пропуск дает право пребывания на мысу в течение суток, с неограниченным количеством въездов и выездов.
В 10 часов высадили детей возле музея, вернулись немного назад, к парковке, от которой берет начало тропа. Над Нордкаппом висела низкая облачность, так что даже здания музея не было видно, дети ушли куда-то в туман.
В 10:15 мы стартовали к самой северной точке Европы. Ветер с океана то нагонял тучи, то развеивал их, так что за время пути мы много раз то мокли под мелким косым дождем, то высыхали на робком солнышке. Температура +5, идти не жарко, но и не холодно. Поскольку перчатки мы не захватили, пришлось воспользоваться хозяйственными, прорезиненными. Это и хорошо – они меньше промокали.
Это не снег, нет. Это выходы кварца
Собаке мы надели защитные тапочки, но их хватило ненадолго. С передних лап свалились почти сразу, пришлось их убрать, чтобы не потерялись. А на задних лапах то и дело нужно было их подтягивать, а иногда искать на тропе или вытаскивать из луж. И все же благодаря этой не слишком удобной обуви наш пес не сбил лапы, как это с ним случилось в прошлом походе в 2016 году.
Тропа вся примерно такого вида
Нордкапп. Вид в профиль
На берегу океана
Северный. Ледовитый
С несколькими привалами и перекусами дошли до самой дальней точки (хотя было желание повернуть обратно чуть раньше), записались в журнале. Народу туда ходит много, пожалуй, человек по 50 в день.
Там, впереди - Северный полюс
Набежали тучи, Нордкапп почернел
Арктическая растительность крошечная. Полярный колокольчик имеет всего один цветок-чашечку и весь в высоту сантиметра 4. Такого же масштаба львиный зев и мышиный горошек. Морошка тут ещё только цветёт (когда же она собирается плодоносить?) В расщелинах и за камнями мне удалось обнаружить щавель (не удержалась, попробовала листик - хорош!)
Колокольчик на Нордкаппе
Мышиный горошек
Львиный зев
Морошка (цветки только что увяли, ягод еще нет)
Можжевельник
У расщелине, где постоянно сочится вода, сформировалась миниатюрная болотная экосистема
Тонкий почвенный слой арктического чернозема
Между камнями меньше ветра, и сразу же вырастает высокая трава, почти как в средней полосе
Щавель
Но самые потрясающие в тундре - лишайники. Их множество! Я конечно не разбираюсь, но на одном камне могла насчитать с десяток разновидностей. Всех цветов: чёрный, серый, фисташковый, желтый, оранжевый, белый...
Лишайники - черный и серо-желтый
Черные лишайники
Серо-голубые лишайники, похожие на пятно от разлитого молока
Лишайники прекрасно приспособлены к арктическому климату
Эти лишайники похожи на маленькие гладкие тарелочки
Многие люди их даже не замечают, а ведь это целый мир
Этот камень - прямо-таки шедевр живописи, созданный разноцветными лишайниками. Голубой, зеленый, оранжевый и даже бордовый!
Деревьев конечно нет, вообще ни одного на всём острове. Если не считать стелющихся березы и можжевельника.
Обратный путь был сложнее, поскольку пришлось преодолеть ощутимый подъем от моря, а потом большую часть пути идти хоть и по пологому, но все же подъему. Возвращались усталые, уже практически на автопилоте. Поход занял ровно 7 часов.
Теперь смотрим с Нордкаппа на мыс, куда мы только что ходили
Осталось заехать за детьми, заглянуть в музей и все-таки посмотреть на океан с высоты знаменитых отвесных скал Нордкаппа. Сам музей не интересный, а вот фильм неплох, посмотрели с удовольствием, хотя от усталости после похода очень хотелось уснуть в уютном теплом кресле. Там же большой сувенирный магазин, но мы в нем ничего не выбрали.
К слову о каменных пирамидках, которые меня жутко раздражают во всех местах мира. На Нордкаппе, к счастью, их нет.
В семь вечера поехали обратно в свой кемпинг. На ужин ели сосиски с макаронами и финским соусом.
В кемпинге на общей кухне было интересно наблюдать, что себе готовят представители разных стран. Немцы тушили замороженную смесь овощей под каким-то коричневым соусом. Я постеснялась заглядывать к ним в тарелки, хотя было очень интересно. Зато они все дружно повернули головы, когда мы принесли свои тарелки с едой.
Голландцы, как и мы, варили макароны. Молодые итальянки тушили овощи с кусочками куриного филе (меня это вдохновило на один из ближайших ужинов).
Пожилая чета итальянцев завтракала сладким перцем с оливковым маслом и бутербродами с джемом. А французские студенты-велосипедисты, с которыми мы долго болтали накануне, на завтрак ели мюсли с кофе.
А ещё в кемпинге нельзя ни на минуту оставить без присмотра свою посуду - тут же уведут (даже грязную), и начнут в ней что-то варить.
В этот день мы здорово устали, поэтому на кухне засиживаться не хотелось. Уже в 22 часа улеглись по палаткам.
В музее узнали, что на Нордкаппе солнце не заходит с 14 мая по 29 июля. Мы застали как раз последний день. Обычно туристы стараются встретить полночь на самом мысу, чтобы полюбоваться незаходящим солнцем. Но в этот вечер было пасмурно и снова ехать на мыс не имело смысла.
Пробег за день каким-то образом составил 39 км, хотя мы больше ходили, чем ездили.